Анатоль ФРАНС (Anatole France, псевдоним; наст. имя Анатоль Франсуа Тибо (Thibault) — 16.04.1844, Париж — 12.10.1924, Сен-Сир-сюр-Луар) Французский писатель, член Французской академии с 1896 г., «классик из классиков» (А. Моруа), писатель «самый французский, самый парижский, самый утонченный» (М. Кашен). Франс одним из первых ввёл в роман игру мысли, превратил мысль в предмет художественного исследования. Франс стоит у истоков философского интеллектуального романа XX в. Отличительной особенностью франсовской стилистики является введение в реалистическую художественную систему стихии гротеска и фантастики. Художественное творчество Франса отличается необычайной культурной насыщенностью. Франс – эрудит, часто прибегающий к культурным аллюзиям и реминисценциям. Ж. Леметр писал о Франсе: «Ум этого просвещённейшего литератора, весьма искусного и изощрённого, впитал всю интеллектуальную работу нашего века; я не знаю другого писателя, который отражал бы реальность сквозь такой богатейший пласт науки, литературы, предшествовавших впечатлений и размышлений». Франс соединил в себе интеллектуала-эрудита и созерцателя-импрессиониста. Мощная философско-моралистическая и рационалистическая традиция в творчестве Франса соединяется с культурой импрессионистического видения и письма. Крупнейший писатель-реалист, Франс рассматривает общественные явления в их перспективе и диалектическом развитии. Художественное мышление его отличается масштабностью и глубиной проникновения в сущность происходящего. В 1921 г. Франс был удостоен Нобелевской премии. Как отмечалось в решении Нобелевского комитета, премия присуждалась «за блестящие литературные достижения, отмеченные благородством и строгостью стиля, восприимчивостью человека большой души, пленительной ясностью и истинно французским темпераментом». Франс родился в семье книготорговца в Париже. Детство будущего писателя прошло в книжной лавке отца, где царил культ книги. Посетителями лавки его отца на набережной Малакэ были известные критики и писатели (в том числе братья Гонкуры). Окончив коллеж Св. Станислава в 1862 г., получив солидное гуманитарное образование и степень бакалавра (1864), Франс начал литературную деятельность. Он сотрудничает в различных изданиях, пишет библиографические заметки, статьи в справочники и энциклопедии, рецензии на книги, предисловия. В 1867 г. опубликованы первые литературные произведения Франса – несколько стихотворений, в которых поэт заявляет о своих республиканских симпатиях. В 1868 г. вышел в свет историко-литературный очерк Франса об Альфреде де Виньи, в котором заметно влияние концепции «трех факторов» И. Тэна. Творчество А. де Виньи трактуется как выражение конфликта мысли и действия в сознании поэта. События Парижской коммуны не вызвали сочувственного отклика у Франса: в дни Коммуны он покидает Париж и едет в Версаль. В 1876 г. Франс получил должность библиотекаря в библиотеке Сената. В это время он знакомится с Ш. Леконтом де Лилем, сближается с парнасцами, сотрудничает в поэтическом альманахе «Современный Парнас». Первый поэтический сборник Франса «Золотые поэмы» (1873) свидетельствует об усвоении Франсом канонов парнасской эстетики. Описательность, стремление к объективности, некоторая статичность образа в сочетании с его колористической и пластической выразительностью – таковы основные особенности поэзии Франса Главная мысль сборника – в природе и в жизни происходит непрерывная борьба – сформировалась отчасти под влиянием учения Ч. Дарвина, которым Франс увлекался в молодости. В драматической поэме «Коринфская свадьба» (1876) рассказывается о трагической любви молодого пастуха Гиппия к юной Дафне. Герои поэмы становятся жертвами христианской догмы и религиозной нетерпимости. В поэме заметно влияние на Франса работ Э. Ренана. В повестях «Иокаста» и «Тощий кот» (обе 1879) Франс впервые обращается к современному материалу, рисует нравы и характеры современников. Литературную известность Франсу принес роман «Преступление Сильвестра Боннара» (1881). Академик Сильвестр Боннар посвящает свою жизнь поискам древних рукописей, живет в привычном и уютном мире мысли, своих научных занятий и книг. Но в искусственный мир, ограниченный кабинетом и библиотекой, время от времени врывается дыхание живой жизни, будь то книгоноша г-н Кокоз с его «историями»; молодая незнакомая женщина с ребенком, которой Боннар посылает на Рождество полено, чтобы она могла встретить праздник в тепле, или Жанна-Александр, внучка некогда любимой Боннаром женщины, попавшая в руки мошенников. Пытаясь вырвать сироту из унизительной ситуации, в которую она попала, Боннар совершает поступок, который по тогдашним законам расценивался как преступление: он похищает девушку из пансиона г-жи Префер и выдает её замуж за одного из своих учеников. В «Преступлении Сильвестра Боннара» Франс разрабатывает принципы нового типа романа. В центре романа – герой-интеллектуал, «идеолог», чутко реагирующий на всё происходящее вокруг и делающий из незначительных, казалось бы, фактов, событий и наблюдений важные выводы. Сюжет романа разворачивается как «эксперимент» над идеей. Автор как бы проверяет исходный тезис своего героя: «...Тратить дни свои на старые тексты – это ещё не жизнь». Конфликт романа приобретает философский характер: сталкиваются не характеры, но различные взгляды на смысл жизни и назначение человека. Подчеркивая недостаточность, неполноценность жизни Боннара, оторванной от мира действия, сосредоточенной на культурных ценностях, Франс вместе с тем показывает и другую крайность: деятельных, но бездуховных г-жу Префер и мэтра Муша. Перенесение центра тяжести в романе с интриги на развитие мысли героя, его внутреннего мира обусловило известную самостоятельность двух частей романа: «Полено» и «Жанна-Александр». Первые читатели и критики романа упрекали Франса в рыхлости композиции. Однако обе части объединены образом главного героя и общностью поставленных в них проблем. Франс рассматривает в романе вопрос о соотношении мысли и действия, мира культуры и объективной реальности. В финале романа писатель приходит к мысли о необходимости синтеза этих двух сфер. Преступление Боннара, с точки зрения автора, не в том, в чём его видят общество и закон. Сам Боннар называет себя преступником, когда он, отдав Жанне-Александр в приданое свою библиотеку, не может удержаться от того, чтобы не унести из нее несколько наиболее дорогих для него книг. Боннар не может обрести единство мысли и действия. Мир мысли и культуры оказывается для него всё-таки более реальным, чем мир действия. Но, становясь самодовлеющим, мир этот может убить живую жизнь, подобно тому, как сказки, рассказываемые Боннаром своему болезненному и чувствительному внуку, окончательно надламывают его слабую природу и приближают смерть мальчика. В «Преступлении Сильвестра Боннара» отчетливо проявилось своеобразие писательской манеры Франс: его ирония, юмор, скептицизм, мастерство ёмкой фразы и точного слова. Роман «Таис» (1890) развивает найдённое писателем в предыдущем романе. Франс размышляет над относительностью всякого знания и любой духовной позиции. Беря в качестве исходного традиционный житийный сюжет (превращение грешника в праведника), Франс дает его зеркальное преломление. История обращения куртизанки Таис в христианство сменяется рассказом о прозрении аскета и фанатика христианской веры Пафнутия после смерти Таис, которую, как оказалось, он страстно любил, т. е. Пафнутий в своем духовном развитии проделывает путь, противоположный тому, который прошла Таис. Он из праведника превращается в грешника, отвергающего христианскую догму и утверждающего ценность земной жизни и её радостей. Сопоставляя два мироощущения (христианство и язычество), Франс не отдает предпочтения ни одному из них. Основная мысль романа – всякая истина относительна, а любая нетерпимость предосудительна. «Я посоветовал сомневаться. По-моему, нет ничего лучше философского сомнения», – писал Франс о своем романе. В «Таис» традиции философской прозы XVIII в. соединяются с необычайной пластичностью и живописностью парнасского образа, с импрессионистичностью описаний, с использованием символа. Значительную часть творческого наследия Франса составляют его литературно-критические статьи, эссе, литературные портреты. Статьи, опубликованные Франсом в газете "Le Temps" («Время») в 1886—1893 гг., были затем собраны им в четырехтомник «Литературная жизнь» (1 т. – 1888, 2 т. – 1890, 3 т. – 1891, 4 т. – 1892). Литературная критика Франса импрессионистична. Писатель не пытается в своих статьях и этюдах дать объективный анализ произведений, но прежде всего описывает свое субъективное восприятие их. Отсюда тяготение к жанру эссе, литературно-критического фрагмента, небольшой статьи. «Признаюсь, я бесконечно люблю всё, что не закончено, и думаю, что только фрагменты, осколки вызывают у людей с утончённым вкусом представление о совершенстве», – писал Франс. Романы «Харчевня королевы Гусиные лапы» (1892) и «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893) объединены образом Жерома Куаньяра, библиотекаря и ученого, выше всего ценящего свободу мысли. Во втором романе герой излагает свои взгляды, выступает с критикой окружающей его действительности в ходе бесед со своим учеником Жаком Турнеброшем. Сюжетное развитие в романе ослаблено. Повествование строится как серия диалогов, фрагментов. В обоих романах можно увидеть влияние традиции философских повестей Вольтера. В психологическом романе «Красная лилия» (1894) большое место занимает любовная фабула: это – рассказ о любви скульптора Дешартра и светской красавицы Терезы, сильное чувство которых противопоставляется нравам Третьей республики, той атмосфере делячества и корыстолюбия, которая в ней господствовала. Однако любовный сюжет «Красной лилии» осложнен многочисленными дискуссиями и беседами на философские, политические, исторические и эстетические темы. Книга «Сад Эпикура» (1894) – собрание статей и фрагментов, опубликованных Франсом в «Тан» в 1886—1894 гг. Это работы, разные и по объему и содержанию, в которых затрагиваются различные вопросы философского, этического и эстетического характера. Название отсылает читателя к античности и воскрешает в памяти читателя фигуру древнегреческого философа Эпикура, видевшего цель жизни в отсутствии страданий, в безмятежности духа. Давая своей книге такое название, Франс как бы подготавливает восприятие читателя, ориентирует его на непринуждённую беседу, подобную тем, которые вёл Эпикур в своем саду с учениками. Таким образом, некоторая фрагментарность книги получает эстетическое обоснование. Но Франсу близка не только форма непринуждённой беседы, но и эпикурейская проповедь душевного покоя и гармонии. «Неведение – необходимое условие не то что счастья, а самого существования. Если б мы знали всё, мы не в состоянии были бы мириться с жизнью ни одного часа», – пишет Франс. В «Саду Эпикура» очевидно влияние на Франса классицистской прозы с её ясностью формы и афористичностью языка. Некоторые высказывания Франса по форме напоминают афоризмы Ларошфуко и Лабрюйера: «В основе всех великих страстей лежит прелесть опасности»; «Мы вносим в любовь бесконечность. Это не вина женщин»; «Любовь расцветает только среди страданий»; «Неизбежен такой момент, когда любопытство становится грехом; дьявол всегда на стороне учёных». «Сад Эпикура» наиболее полно выразил взгляды Франса конца 80-х – начала 90-х гг. XIX в. В это время он опубликовал несколько сборников новелл: «Бальтасар» (1889), «Перламутровый ларец» (1892), «Колодезь святой Клары» (1895), «Клио» (1900). В сборниках даны реалистические зарисовки быта и общественной жизни Франции конца XIX в. Обращаясь к различным историческим эпохам (к античности в новеллах «Лета Ацилия», «Прокурор Иудеи», «Кимейский певец»; к средневековью – «Мессер Гвидо Кавальканти», «Трагедия человека»; к событиям Великой французской революции – новеллы «Рассвет», «Госпожа де Люзи», «Дарованная смерть»), Франс поднимает актуальные социальные и этические проблемы. Новеллистика его отличается изяществом и простотой стиля. В 1896 г. Франс избран членом Французской академии. 1897 г. знаменует решительный поворот в мировоззрении и творчестве писателя. Он отходит от скептицизма и занимает активную позицию, выступает в поддержку требований Э. Золя о пересмотре дела Дрейфуса, все более активно вмешивается в политическую борьбу. К этому времени относятся увлечение социалистическими идеями, его резкие выступления против декаданса в литературе. В творчестве Франса заметно усиливаются сатирический и гротесковый элементы. Тетралогия «Современная история» (1897—1901), в которую вошли романы «Под городскими вязами» (1897), «Ивовый манекен» (1897), «Аметистовый перстень» (1899), «Господин Бержере в Париже» (1901), представляет собой широкую панораму Третьей республики, сатирическое изображение современной общественной жизни. В романе показана эволюция профессора античной литературы Бержере, из робкого и скромного интеллигента превращающегося в человека действия. В начале книги, рассчитав свою служанку, Бержере размышляет о том, что всякое действие несет в себе зло и разрушение. Однако по ходу развития сюжета Франс показывает читателю, что зло заключается не в действии, что оно объективно существует в реальности, а не является эманацией сознания и воли отдельной личности. Бержере претерпевает измену жены, становится свидетелем происков аббата Гитреля, рвущегося к епископскому сану, обличителем несправедливостей, чинимых французским правосудием. Бержере совершает символическое действие, разрушая ивовый манекен. Этот поступок вернул его самому себе, придал уверенности и силы. Действие трактуется Бержере уже не как неизбежное зло, но как необходимость в этом мире, где царит несправедливость и обман. Композиция этого романа-хроники мозаична: книга изобилует вставными новеллами, дискуссиями, внутренними монологами и беседами. Франс вводит в структуру романа публицистический пласт, широко использует прием иронического комментария. Усиление демократических симпатий Франса отразилось в сборнике рассказов «Кренкебиль, Пютуа, Рике и много других полезных рассказов» (1904). В рассказе «Кренкебиль» показана трагическая судьба маленького человека, парижского зеленщика Жерома Кренкебиля, раздавленного полицейско-бюрократической машиной. Вершина сатирического мастерства Франса – роман-памфлет «Остров пингвинов» (1908). В романе произошел окончательный поворот от жизнеподобного изображения к условному, гротесковому, фантастическому. Рассказывая фантастическую историю случайного крещения пингвинов святым Маэлем и последующего развития их цивилизации, Франс создает аллегорическую картину европейской истории. Писатель стремится проникнуть в сущность современных общественных институтов, освободив их от флёра, окарикатурив, разломав штампы восприятия. Для этого он обращается к тому моменту истории, когда эти институты возникли. Такой исторический подход позволяет писателю увидеть нелепость, противоестественность того, что современникам представлялось естественным и само собой разумеющимся. Так, рассматривая возникновение «священного» института собственности, Франс описывает избиение одним пингвином другого из-за клочка земли. Аббат Буллок дает этой картине такой иронический комментарий: «Они заняты тем, что создают право, устанавливают собственность, утверждают основы цивилизации, устои общества и законы». Первым королем Пингвиний становится вор и мошенник Кракен, а первой святой – распутница Орброза. Таковы истоки королевской власти и религиозного культа. Франс приходит к выводу, что история есть цепь нелепых событий, абсурдных случайностей, а институты, освящённые буржуазным правом, – плод человеческого невежества и жестокости. В романах «Боги жаждут» (1912) и «Восстание ангелов» (1914) Франс обращается к теме Великой французской революции. Писателя занимают философские и политические вопросы. Он размышляет о возможностях общественного переустройства, о перспективах революции, об оправданности революционного террора и т.д. В «Восстании ангелов» Франс разворачивает действие в двух планах – фантастическом и реальном. Сатана, некогда восставший против бога-тирана, отказывается теперь возглавить восставших ангелов, ибо не верит в возможность установления справедливой власти. Всякая власть деспотична – таков вывод, к которому приходит Франс. Изменить мир можно не насилием, но изживая страх и невежество в себе самом. Начало первой мировой войны Франс, как и многие французские писатели и деятели культуры, встретил под знамёнами шовинизма. Но вскоре, потрясённый многочисленными человеческими жертвами, он приходит к пониманию истинной, бесчеловечной сущности войны, выступает с резким осуждением кровавой бойни. Франс приветствовал революцию в России, подписал в 1919 г. протест французской интеллигенции против блокады России, вступил в группу «Кларте», возглавляемую А. Барбюсом. В 1920 г. он вступил во Французскую коммунистическую партию. Последние произведения Франса – цикл его воспоминаний о детстве «Маленький Пьер» (1919) и повесть «Жизнь в цвету» (1922) – автобиографические произведения, позволяющие лучше понять формирование мировоззрения и таланта французского писателя. Творчество Франса оказало значительное влияние на Р. Мартен дю Гара, А. Барбюса, М. Пруста, А. де Сент-Экзюпери и др. Произведения Франса вызвали большой интерес в России. Показательно, что роман «Остров пингвинов» был переведен на русский язык в том же году когда он появился во Франции. Высокую оценку творчеству Франса давал М. Горький, подчеркивая «мужество и духовное здоровье» франсовского таланта. Горький восхищен логикой Франса, способной «сдирать кожу с ходячих истин». А.В. Луначарский назвал Франса «писателем иронии и надежды». М. Кузмин в статье о Франсе писал: «Франс – классический и высокий образ французского гения... Франс – гений, в высшей степени естественный. Только силой таланта он свою обыкновенность делает необыкновенной, в противоположность гениям другого состава, показывающим миру их неестественность как естественность». О популярности Франса в России свидетельствует издание полного собрания сочинений писателя, осуществленное в 1928—1931 гг. В. Трыков Книги Анатоля Франса сегодня в библиотеке |
ИНДЕКС:
Беллетрист представляет |
А
Б В
Г
Д Е
Ж З
И
К Л
М Н
О
П Р
С Т
У
Ф Х
Ц
Ч Ш
Щ Э
Ю Я
|