Французский писатель, один из «отцов» европейского модернизма. Марсель Пруст родился в состоятельной семье известного парижского врача, университетского преподавателя медицины Адриена Пруста и дочери богатого биржевого маклера, еврейки по происхождению Жанны Вейль. В десятилетнем возрасте Марсель Пруст испытал первый приступ астмы, которая будет мучить писателя всю жизнь, станет причиной его добровольного затворничества в обитой пробкой, непроницаемой для света и звуков комнате. Однако болезнь не помешала будущему писателю завоевать репутацию одного из наиболее способных учеников лицея Кондорсе (1882—1889). В 1890 году после кратковременной службы в армии Пруст поступил в Школу политических наук, намереваясь в дальнейшем стать профессиональным дипломатом. Несколько позже созрело окончательное решение выбрать профессию литератора. Первая книга Пруста – «Утехи и дни» (1896) – прошла незамеченной, несмотря на сочувственное предисловие Анатоля Франса. А затем долгое, до 1913 года, молчание – значительный период жизни, во время которого им не было опубликовано ни одного крупного произведения. Изредка появлявшиеся в «Фигаро» статьи да два перевода эстетических трактатов Джона Рескина скорее укрепляли за Прустом репутацию светского дилетанта, балующегося сочинительством, чем обещали появление новой звезды на небосводе французской литературы.
Только через тридцать лет после смерти писателя, когда были обнаружены рукописи двух больших, ранее неизвестных его произведений, стало ясно, как много работал Пруст в ту пору. Первое из этих произведений – незаконченный автобиографический роман «Жан Сантей» (опубликован в 1952 г.), насчитывающий тысячу страниц и являющийся своего рода прообразом главного творения писателя, создавалось с 1896 по 1904 год; второе – литературоведческая книга «Против Сент-Бёва» (опубликована в 1954 г.), содержащая основные положения прустовской эстетики, – было написано в 1908—1910 годах. В 1913 году вышел роман «По направлению к Свану», первый в серии других, составивших вместе прустовский шедевр «В поисках утраченного времени». Настоящее признание к Прусту пришло лишь после первой мировой войны, когда были изданы последующие части цикла: «Под сенью девушек в цвету» (1919), «Пленница», «У Германтов» (1921), «Содом и Гоморра» (1922), (1923) «Беглянка», (1925) «Обретенное время» (1927). Последние тома были опубликованы уже после смерти писателя. В 1919 году был также издан сборник «Подражания и разное», включавший имитации стилей различных французских писателей и несколько работ по эстетике.
Хотя наследие Пруста не ограничивается «Поисками», рядом с ними все другие его произведения выглядят как черновики и подготовительные материалы для основного труда. От статьи к статье, от письма к письму искал и находил он предмет изображения – свою жизнь и жизнь своих знакомых, метод – психологический реализм, стиль – гибкий и послушный, пригодный для воплощения любой, даже самой неуловимой мысли, и любого, даже самого смутного чувства. Совершенно естественно сложилась форма повествования от первого лица, естественно пришло на ум имя главного героя – Марсель – такое же, как и у автора. Произведение Пруста с трудом поддается жанровой классификации: хотя оно прочно связано с романтической традицией, это не совсем роман, не мемуары, несмотря на углубленную автобиографичность. Метод, использованный для его создания, не только реалистический, хотя реализм и составляет здесь ядро. Он вобрал в себя свойства и принципы самых различных течений: таких приближенных во времени, как символизм и импрессионизм, и таких отдаленных, как романтизм и классицизм. Интрига в «Поисках» практически отсутствует: вместо нее функцию цементирующего вещества этой огромной конструкции, которую автор любил сравнивать с готическим собором, выполняют ощущения, приводящие в действие механизм непроизвольной памяти и связующие прошлое с настоящим. Благодаря одинаковым ощущениям, сплавляющим воедино различные моменты жизни рассказчика, и еще чаще благодаря искусству психологического анализа прошлое избегает забвения и обретает спасение от смерти.
Метод Пруста и структура его «Поисков утраченного времени» таковы, что они позволяют выделять в них отдельные части и рассматривать их как нечто самостоятельное. Причем самостоятельными романами можно считать не только перечисленные выше циклы, но и некоторые менее крупные структуры. Благодаря этому мы имеем не только роман «По направлению к Свану», но и роман «Любовь Свана», являющийся частью последнего.