Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Франсуа-Мари ВОЛЬТЕР (Voltaire, 1694, Париж — 1778, Париж)

Вольтер— французский писатель, историк и философ. Настоящее имя – Аруэ (Arouet). Его отец был богатым буржуа, нотариусом. Вольтер получил образование в иезуитском коллеже Людовика XIV, а затем в школе правоведения. За сатиру на регента Франции герцога Орлеанского посажен в Бастилию, где провел почти год. Там он сочинил трагедию «Эдип» (1718), имевшую шумный успех. Вольтеру (именно этим именем он подписал пьесу) пророчат славу Корнеля.

Вольнолюбивые настроения поэта отражены в поэме «Лига, или Генрих Великий» (1723), напечатанной за границей. За вызов на дуэль аристократа де Рогана Вольтера сажают в Бастилию, а затем изгоняют из Франции. Три года он провел в Англии, где изучал труды Локка и Ньютона, творчество Шекспира. Позднее Российская академия, избирая Вольтера почетным членом, особо отметила популяризацию им идей Ньютона. По возвращении в Париж он издает «Письма об Англии» (1731), приговоренные парижским парламентом к сожжению, т. к. в книге прославляется английское государственное устройство и осуждается система французского абсолютизма.

Около пятнадцати лет Вольтер прожил в Сирее у своей приятельницы маркизы дю Шатле. Здесь он создает труды по истории, сочинения по математике и философии, трагедии, комедии, поэмы, повести. В Сирее он пишет цикл философских повестей, знаменитые трагедии «Заира» (1732) и «Фанатизм, или Пророк Магомет» (1740), сатирическую поэму «Орлеанская   девственница» (1730—1735) и др.

После смерти в 1749 г. Эмилии дю Шатле Вольтер принял приглашение прусского короля Фридриха II, мечтая осуществить идеал просветителей – создать модель просвещенного абсолютизма. Живя в Потсдаме, он написал ряд статей для «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера. Пребывание в Пруссии закончилось скандалом, и Вольтер покинул двор Фридриха.

В 1755 г. он купил поместье Ферней на границе Франции и Швейцарии. Дом Вольтера стал центром притяжения интеллектуальной элиты Европы. Здесь его, в частности, посещал граф А.П. Шувалов, князья Н.Б. Юсупов и Б.М. Салтыков, графиня Е.Р. Дашкова, директор Петербургской академии наук и президент Российской академии и др.

В Фернее он продолжает цикл философских повестей, пишет «Историю России в царствование Петра Великого» (1759—1763), несколько философских поэм и трагедий, создает «Философский словарь» (1764) и т. д. Отсюда он обращается к общественному мнению Европы, защищая невинно осужденных Ж. Каласа и юного де Ла Бара. В Европе его почтительно называют «король Вольтер». В 1778 г. писатель приезжает в Париж, где его встречают с триумфом. Однако через три месяца Вольтер скончался, а тело его по приказу правительства было вывезено в Шампань и захоронено в аббатстве Сельер. В 1791 г. прах Вольтера перенесен в Пантеон, а на его могиле начертано: «Он подготовил нас к свободе».

Виктор Гюго заметил однажды: «Вольтер не только человек, это целый век». И в этих словах есть значительная доля истины. Не случайно французы часто называют XVIII в. «веком Вольтера». Он по праву считался патриархом просветителей. Как никто другой, он озарил своим гением век Просвещения, чуть ли не все мыслители той эпохи называли себя его учениками. Будучи некоронованным королем буржуазии, и притом не только французской, но и всеевропейской, Вольтер боролся против сословного неравенства, за право человека на мысль и человеческое достоинство.

Поистине необъятно его творчество. Количество сочинений Вольтера поражает. Уже в XVIII в. Бомарше издал два собрания его сочинений – в 70 и 90 томах! Сам Вольтер шутил, что не отдает предпочтения ни одной из муз, а любит всех. Стало хрестоматийным выражение Вольтера: «Все жанры хороши, кроме скучного», и кажется, что он отдал дань любви всем «нескучным» жанрам. Не случайно в стихотворении «Городок» А.С. Пушкин говорил о нем от имени своего поколения: «Всех больше перечитан, всех менее томит».

Вольтер один из создателей современной историографии. С его именем связано возникновение понятий исторического факта и историзма, что отразилось на дальнейшем развитии не только науки, но и литературы. Своей задачей он считал – создать историю народов. Историю он считал наукой нравственной, поскольку вековой процесс – это борьба разума и суеверия.

Современники называли Вольтера королем поэтов. Он выступал в различных поэтических жанрах, создавая эпические, комические, философские поэмы, оды и политические сатиры, эпиграммы и лирические стихи.

Как лирический поэт Вольтер менее велик. Гораздо более блестящ он в эпиграммах, сатирах, комических поэмах. И не случайно вершиной его поэтического творчества стала поэма «Орлеанская девственница», которую А.С. Пушкин называл «катехизисом остроумия». После ее появления поэма сразу была внесена в «Индекс запрещенных книг». «Орлеанская девственница» – своеобразная пародия на сочинения официозного поэта XVII в. Ж. Шаплена «Девственница, или Освобожденная Франция» (1656). Произведение Вольтера направлено прежде всего против врага всей своей жизни – официальной церкви. Однако в то же время поэт карикатурно изобразил национальную героиню Франции Жанну д'Арк. Пушкин, начавший переводить поэму, отказался от своего замысла и резко осудил Вольтера: «Раз в жизни случилось ему быть истинно поэтом, и вот на что употребляет он вдохновение! Он сатаническим дыханием раздувает искры, тлевшие в пепле мученического костра, и как пьяный дикарь пляшет около своего потешного огня... Все с восторгом приняли книгу, в которой презрение ко всему, что почитается священным для человека и гражданина, доведено до последней степени кинизма».

Поэзию Вольтера много и охотно переводили в других странах, в том числе и в России. Среди его переводчиков – П. Сумароков, А. Пушкин, Е. Баратынский, А. Полежаев и др.

Вольтер был также первым драматургом эпохи, создав более 50 трагедий, комедий, дивертисментов, оперных либретто. Как и в поэзии, в области драматургии он был последовательным классицистом, хотя и учитывал опыт английского театра.

Признанными шедеврами Вольтера стали трагедии «Заира» и «Магомет», в которых речь идет о человеческих судьбах, попранных религиозной нетерпимостью и деспотизмом. В определенном смысле театр Вольтера – это трибуна его идей. Одним из первых он обратился к изображению Востока, что для романтиков станет уже одним из основополагающих принципов.

Из огромного художественного наследия Вольтера наиболее известны «Философские повести», которые создавались на протяжении длительного времени – с 1747 по 1775 г. В них, в частности, вошли «Задиг, или Судьба» (1747), «Мемнон, или Благоразумие людское» (1749), «Микромегас» (1752), «Кандид, или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767), «Царевна Вавилонская» (1768).

Первая философская повесть Вольтер «Задиг» увидела свет в 1747 г. Условно ориентальный колорит повести вполне соответствовал вкусам людей XVIII в., зачитывавшихся знаменитыми арабскими сказками.

Обращение к Востоку, помимо намерения показать экзотический колорит, так привлекший читателей, давало Вольтеру возможность говорить «эзоповым языком» о проблемах современной Франции. Создание жанра философской повести вызвано стремлением соединить образно-сатирический показ действительности с философским содержанием. Классицист но воспитанию и вкусам, Вольтер отходит в «Философских повестях» от правил классицизма. Создавая новый жанр, он осуществляет один из основных принципов просветителей: «Поучать, развлекая».

Истоки жанра философской повести Вольтера находят в «Персидских письмах» Монтескье и в произведениях английского Просвещения, особенно в сочинениях Дж. Свифта – не только автора «Путешествий Гулливера», но и «Сказки о бочке». Однако Вольтер сам по себе прозаик чрезвычайно оригинальный: наследуя чужие традиции, он проявляет себя подлинно новатором. В качестве основы он берет жанр любовно-авантюрного романа, столь популярного в XVII—XVIII вв.

Книжный рынок XVIII в. наводнили сотни слезливых романов о приключениях несчастных влюбленных. Это была своеобразная «массовая культура» эпохи Просвещения. Обращаясь к этому жанру, Вольтер разрешал две задачи: во-первых, он привлекал к своим произведениям широкого читателя, а во-вторых, своим смехом он уничтожал этот жанр, лишал его права на существование.

Взяв за основу столь популярный, но абсолютно безыдейный жанр, Вольтер наполнил его философским содержанием. По словам А.С. Пушкина, он наводнил Париж произведениями, «в которых философия говорила общепонятным и шутливым языком».

Юмор подчас становится для Вольтера не только удобным средством, чтобы скрыть свое отчаяние и печаль, но и для того, чтобы обмануть цензоров. «Шутливый язык» позволял говорить о таких проблемах, которых Вольтер никогда не мог касаться в «серьезных» трактатах и сочинениях.

Со старыми философскими и социальными системами, литературными жанрами он расправлялся с помощью смеха.

По словам литературоведа А. Михайлова, «героями этих произведений при всем их разнообразии, наполненности всевозможными событиями и действующими лицами оказываются не привычные нам персонажи, с индивидуальными характерами, собственными судьбами, неповторимыми портретами и т. д., а та или иная политическая система, философская доктрина, кардинальный вопрос человеческого бытия».

Главный вопрос, который волнует писателя, это соотнесение добра и зла в мире, влияние этих сил на судьбы человеческие. Четкая поляризация добра и зла приводит к определенному схематизму и упрощению характеров. Это, конечно, не свидетельствует о какой-то творческой «беспомощности» Вольтера, а говорит о том, что перед писателем стояли совсем иные художественные задачи, которые он решал в соответствии с требованиями созданного им жанра.

Н. Пронин, 1997

Ещё о Вольтере
Алиса Акимова
Вольтер

 

 

Вольтер "Философские сочинения" Французская повесть XVIII века. Вольтер "Орлеанская девственница".

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки