Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Артур Конан ДОЙЛ (Arthur Conan Doyle, 1859, Эдинбург — 1930, Кроуборо)

Конан Дойл— английский писатель и публицист, журналист. Дед и отец писателя – художники. Закончив медицинский факультет Эдинбургского университета, Дойл в 80-е годы работает врачом, тогда же входит в литературу. Первая публикация – рассказ «Тайна долины Сэсасса» (1879). Первые шаги автора в медицине нашли отражение в автобиографической книге «Письма Старка Манро» (Letters of Starke Munroe, 1884; рус. пер. 1909). В 1887 г. выходит его знаменитая повесть «Этюд в багровых тонах» (A Study in Scarlet), положившая начало всемирно известной «Шерлокиане», циклу рассказов, повестей, пьес о сыщике Шерлоке Холмсе и его друге докторе Уотсоне (Ватсоне), над которой писатель работал – с перерывами – до 1927 г. В 90-е годы Дойл параллельно с рассказами о Холмсе и Уотсоне пишет историко-приключенческие романы «Изгнанники» (The Refugees, 1893), «Великая тень» (The Great Shadow, 1894), «Подвиги бригадира Жерара» (The Exploits of Brigadeer Gerard, 1894—1895), «Дядюшка Бернак» (Uncle Bernac, 1896), «Родни Стоун» (Rodney Stone, 1896), цикл «Рассказов у камелька» (Tales by the Chimney, 1898). Эти произведения Дойл считал лучшими своими вещами и обижался на тех критиков, которые, как ему казалось, их недооценивали.

Пропагандируя идеалы рыцарского кодекса чести, писатель стремился соблюдать их в личной жизни и всегда выступал как патриот Британской империи, хранитель ее лучших, по его мнению, традиций. В 1899 г. он добровольно едет врачом на англо-бурскую войну, выступает с развернутым проектом по демократизации порядков в английской армии, пытается пройти в парламент страны. В книге «Великая бурская война» (The Great Boer War, 1900) автор, прославляя Британскую империю, отдает должное и противнику и предупреждает соотечественников, что если они поддадутся «жадности и праздности», они утратят не только Южную Африку, но и всю империю.

Писатель не только создает рассказы о Шерлоке Холмсе, но и сам расследует несколько запутанных уголовных дел, исправляя судебные ошибки и добиваясь оправдания невиновных. Так было в деле Д. Идалджи, перса по национальности, прогремевшем на всю Англию и названном Дойлем «жалким подобием дела Дрейфуса», ибо судебная ошибка в нем была вызвана и некомпетентностью следствия, и предубеждением властей против «цветного». А в 1909 г. Дойл выпускает книгу «Преступление в Конго» (The Crime of the Congo), где он как исследователь и публицист разоблачает жестокую, хищническую систему ограбления негров в этой стране бельгийскими колонизаторами.

Одновременно писатель занят самыми различными делами. Он обращается к научной фантастике – повести «Затерянный мир» (The Lost World, 1912), «Отравленный пояс» (The Poisoden Belt, 1913) и др. В статье «Великобритания и грядущая война» (Great Britain and the Future War, 1913) Дойл делает верный прогноз об опасности для английского флота со стороны немецких подводных лодок.

В годы первой мировой войны, когда гибнут многие близкие писателю люди, резко усиливается его интерес к спиритизму, наметившийся еще в молодости. Дойл постепенно проникается сознанием своей новой «миссии» и выступает творцом особой «духовной религии», представляющей смесь христианства со спиритизмом. В 1926—1927 гг. выходит его двухтомная «История спиритизма» (The History of Spiritualism), в которой подробно рассказывается о движении спиритов от Э. Сведенборга до начала XX столетия.

Творчество Дойла, столь разнообразное и даже «пестрое» по составу, все же представляет известное единство. Оно вписывается в неоромантическое направление английской литературы и представляет собою в основном набор различных приключенческих жанров (в тематике детективной, исторической, мистической, научно-фантастической, военной), создаваемых с учетом некоторых традиций В. Скотта, Ф. Купера, А. Дюма, Э. По, Ф. Мариэтта, Р.Л. Стивенсона. Дойл сам говорит об этих и некоторых других своих кумирах в искусстве в книге «За волшебной дверью» (Through the Magic Door, 1907). Эдгара По писатель считает вообще «лучшим, оригинальнейшим рассказчиком всех времен... давшим начало почти всем разновидностям современного рассказа». Из своих современников Дойл выделяет Стивенсона, Киплинга, Конрада, Д. Лондона. Его влечет к себе современный «мужской» (masculine) роман, имеющий дело почти исключительно с «более грубыми, но и более волнующими сторонами жизни», чем «уже истасканный» сюжет о любви со свадьбою в конце. Отсюда достаточно примитивная, но легко читающаяся историческая проза Дойла, его романы «Белый отряд» (The White Squad, 1889), «Сэр Найджел» (Sir Nigel, 1905), в которых автор романтизирует английскую средневековую историю, или его «Изгнанники», где первая часть рисует в духе Дюма-отца двор стареющего Людовика XIV, а вторая изображает французскую Канаду XVII в., схватки колонистов с краснокожими.

Особое пристрастие питал Дойл к личности Наполеона и его эпохе. Об этом свидетельствуют его романы о бригадире Этьене Жераре: «Великая тень», «Дядюшка Бернак», пьеса «Ватерлоо» (1892) и др. Писателю удалось создать в этих произведениях свой «наполеоновский» цикл с достаточно широкой картиной эпохи, охватывающей различные слои общества – от рядовых солдат и офицеров, испанских партизан, простых людей Франции, России, Германии до наполеоновских маршалов и министров. Французский император изображен автором как личность крайне противоречивая: гениальность его граничит с мелочностью и глупыми капризами, великодушие – с жесткостью, мания величия – с чувством собственной обреченности, серьезность – с чисто детским азартом игры в государственную и иную деятельность. В сценах битвы под Ватерлоо («Великая тень») Дойл творчески осваивает реалистические уроки батальной живописи, взятые им у Теккерея и Л. Толстого. А комическая фигура бригадира Жерара – это как бы оборотная сторона наполеоновской легенды для писателя, мюнхгаузеновский тип бесшабашного хвастуна, байки которого по существу пародируют историю Великой армии.

Научная фантастика писателя, куда кроме «Затерянного мира», «Отравленного пояса» относятся повести «Открытие Рафлза Хоу» (The Discovery of Raffles How, 1914), «Марракотова бездна» (The Marracot Deep, 1929) и др., привлекает не столько научными гипотезами, хотя и они интересны, сколько опять-таки приключенческой романтикой, экзотикой таинственных миров («первобытное» плато в Южной Америке, дно Атлантики). Образ одаренного и эксцентричного профессора Челленджера, в личности которого гротескно соединились черты передового деятеля науки и «доисторического человека, – одно из лучших достижений писателя.

В своих романтико-приключенческих рассказах, собранных им в сборниках «Рассказы у камелька», «Зеленый флаг», «Последняя галера» и др., Дойл выступает как последователь Эдгара По, варьируя темы и мотивы американского романтика – таинственные и мрачные события во время полярной экспедиции («Капитан «Полярной Звезды»), демоническая героиня («Джон Баррингтон Кроулз»), убийство человека в подземелье («Новые катакомбы») и т. д. Многие из этих рассказов художественно слабы, рассчитаны на сенсационный эффект (тема любви человека к мумии оживающего мертвеца и пр.). Но есть в этой группе произведений неплохие детективные истории («Исчезновение экстренного поезда», «Человек с часами»), остроумные пародии на «жуткие» рассказы («Четырехугольный ящик»).

Большинству читателей Дойл известен как автор рассказов и повестей о Шерлоке Холмсе. По этим произведениям ставятся фильмы, спектакли, радиопостановки во многих странах мира, возникло «холмсоведение», специальный раздел литературоведения, изучающий в мельчайших деталях как тексты «Шерлокианы», так и жизнь ее героев, которые рассматриваются как реально существовавшие люди. Как пишет «холмсовед» Джек Трейси, «культ «Шерлокианы» – это интеллектуальная шутка высокого класса, в которой факты и вымысел должны быть самым тщательным образом перемешаны» (Tracy J. The Encyclopaedia Sherlockiana.– L., 1977).

Есть несколько причин подобной сверхпопулярности холмсовского цикла. Первая – Дойл, не будучи первооткрывателем темы, удачно выбрал время для своих рассказов. Конец XIX в. – эпоха возникновения криминологии как науки, ее первых значительных успехов и одновременно роста преступной деятельности. Вторая – умелое объединение в образе Холмса двух популярных типов героя: сыщик выступает и как благородный рыцарь справедливости, защитник добра, и как сверхчеловек, особо одаренный игрок, стоящий выше обычной человеческой морали, как «наполеоновский» персонаж.

Сам автор относился к Шерлоку Холмсу слегка иронически и создавал отдельные рассказы о нем и о докторе Уотсоне без должной шлифовки, не заботясь о том, что в его цикле возникают различные несообразности фактологического порядка – путаница в хронологии жизни героев, в описаниях обстановки и пр., а также логические неувязки, могущие разрушить иллюзию правдоподобия, необходимую большинству читателей «холмсианы». Оправданием автору служит то, что он вел с читателями свою литературно-детективную игру, которая и породила еще несколько уровней культурологической игры – «холмсоведение», массовый «культ Холмса» (переписка читателей с героями цикла, Холмсовские общества, музей на Бейкер-стрит в Лондоне и пр.).

В образе Холмса и в сюжетах многих рассказов о нем очевидно влияние рассказов Э. По «Убийство на улице Морг», «Украденное письмо», «Золотой жук». Вместе с тем фигура знаменитого сыщика вбирает в себя черты любимых героев самого Дойла: в нем есть острая наблюдательность и эксцентризм профессора Челленджера, гениальная одаренность и капризы Наполеона (недаром один из рассказов цикла называется «Шесть Наполеонов»), рыцарская храбрость сэра Найджела, романтическая склонность к ошеломляющим публику театральным эффектам, как у бригадира Жерара (одна из бабушек Холмса – сестра французского художника Ораса Берне). Подобно самому Дойлу, его герой-сыщик является верным паладином Британской империи («Его последний поклон»), но он может, когда это ему нужно, презреть английские законы и совершить уголовные, с судебной точки зрения деяния («Конец Чарлза Огастеса Милвертона»). Более того, Холмс иной раз самовольно берет на себя роль британского судьи, исполняющего закон («Убийство в Эбби-Грейндж»). Есть в герое и «декаданс» – это пристрастие к кокаину в дни вынужденного безделья.

В. Вахрушев

Ещё об Артуре Конан Дойле

Дж.Д. Карр, Х. Пирсон

 

 

Дойль "Приключения Шерлока Холмса". Конан Дойль. Холмсиана. Дойль "Приключения Шерлока Холмса". Конан Дойль "Михей Кларк". Белый отряд А. Конан Дойл "Записки о Шерлоке Холмсе". Конан Дойл "Возвращение Шерлока Холмса". Готье. Дойл

 

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки