Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Вальтер СКОТТ (Walter Scott, 1771, Эдинбург — 1832, Эбботсфорд)

В. СкоттНесомненно, в настоящее время, ввиду неуклонного спада интереса критиков и широкой публики к произведениям сэра Вальтера Скотта, будет нелегко убедить современного читателя в том, что он оказал колоссальное влияние на формирование не только английской, но и мировой литературы XIX века. В первой половине этого века он господствовал в ней, как ни один другой писатель, за исключением Байрона, его влияние было так велико, что Марк Твен обвинял его в том, что он стал причиной гражданской войны, потому что именно Вальтер Скотт привил южанам понятие рыцарского кодекса чести, что и привело к кровавой бойне. Печать воздействия Скотта, который открыл для литературы прошлое, создал исторический роман, придал повествованию местный колорит и вывел персонажей из разных слоев общества, ощущается в творчестве столь несхожих между собой писателей, как Пушкин, Стендаль, Купер, Толстой и Диккенс. Своим появлением и достоинствами романы Скотта установили стандарт, который диктовал форму и обеспечивал широчайшее распространение этого жанра в течение почти целого века. Вряд ли творчество Скотта способно захватить современную аудиторию так, как его современников. Но если сам роман как жанр во многом превзошел Скотта, и о том, что он был одним из первопроходцев этого жанра, нам периодически напоминают только кинематографические или телевизионные версии его произведений, сам Вальтер Скотт по-прежнему привлекает внимание как один из пионеров романа, в особенности в области изображения чувств.

Любой разговор о Скотте следует начинать с его шотландского происхождения, источника его силы воображения и его особенностей как человека и как писателя. Скотт родился в Эдинбурге в состоятельной семье представителей среднего класса, он унаследовал многие традиции от своих предков и почерпнул многое из истории клана жителей приграничной полосы Шотландии. В двухлетнем возрасте Скотт перенес полиомиелит, после которого на всю жизнь остался хромым и был отправлен выздоравливать на ферму деда. Там он познакомился с прошлым Шотландии, представшем ему в виде баллад и сказок, сформировавших его искусство рассказчика и интерес к старине. Скотт изучал право в Эдинбургском университете, был принят в коллегию адвокатов в 1792 году. Но вскоре стало ясно, что главный интерес для него представляет литература, которой он занимался, как подобало джентльмену, ради развлечения, будучи поначалу редактором и переводчиком.

Первой из его опубликованных работ были переводы немецкого поэта Готфрида Бюргера, представителя течения «бури и натиска», готические элементы поэзии которого и форма баллад оказали ощутимое влияние на собственные стихи Скотта. Его первым крупным произведением был сборник шотландских баллад «Песни шотландской границы» (другое название – «Песни шотландских менестрелей», 1802), который сопровождался пространными комментариями. Эта работа указала Скотту основной предмет его дальнейших исследований: шотландскую историю и обычаи, к которым он обратился в поэме «Песнь последнего менестреля» (1805). Действие поэмы происходит вблизи шотландской границы в эпоху средневековья. Издание пользовалось феноменальным спросом у читателей, что убедило Скотта избрать карьеру профессионального писателя. Первый его успех привел к созданию не менее популярных повествовательных поэм «Мармион» (1808), где идет речь об исторических событиях в Шотландии XVI века и трагической битве при Флоддене, а также «Дева озера» (1810), действие которой происходит в горах на севере Шотландии. Эти поэмы снискали Скотту славу самого знаменитого и популярного поэта Великобритании.

В настоящее время поэзия Скотта представляет всего лишь интерес с точки зрения истории литературы, не более. Как и во всем своем творчестве, Скотт подходил к стихам с позиций ремесленника, добивающегося скорее увлекательного сюжета, нежели силы и выразительности, с характерным для него пренебрежением к глубине проникновения в образ и к наведению глянца. На вопрос, почему она не читала «Деву озера», дочь Скотта дала общеизвестный ответ: «Папа говорит, что для молодежи нет ничего вреднее, чем читать плохие стихи». Сегодня поэзия Скотта интересна лишь как предварительная работа, предшествовавшая созданию его романов, и фундамент, на котором покоится его литературная слава. После неудачи с более длинной и запутанной поэмой «Рокби» (1813) Скотт понял, что его поэзия утрачивает прелесть новизны, а вдохновение ослабевает и что он вряд ли способен соперничать с мощной и необычной поэзией Байрона, поэтому он обратился к гораздо менее почитаемому в то время жанру романа.

Скотт взялся за работу над отрывком романа о восстании якобитов в 1745 году, написанным десять лет назад. Этот отрывок превратился в роман «Уэверли, или Шестьдесят лет назад», положивший начало циклу из тридцати книг, написанных в 1814—1831 годах и законченных за год до смерти Скотта, в творческой плодовитости не знавшем себе равных. В «Уэверли» примечательным нововведением Скотта явился подзаголовок «Шестьдесят лет назад». Избрав временем действия недавнее прошлое, воскресив тогдашние обычаи и исторические события, Скотт увеличил размах романа, изобразив историю с теми же размышлениями современников, подробностями повседневной жизни и традиций, в которых достигли такого совершенства его предшественники-романисты. Чтобы вызвать интерес к своей книге и, несомненно, сберечь свою репутацию поэта, Скотт издал ее анонимно и стал «великим неизвестным» (хотя об авторстве романа «Уэверли» знали все) и «северным чародеем», который утвердил роман в его пределах и расширил его аудиторию благодаря ошеломляющей популярности своих книг. Скотт установил эталон романа, которому приходилось соответствовать писателям XIX века, сравнивая с ним свои достижения. Как писала Джейн Остин в письме в 1814 году, «не дело Вальтера Скотта писать романы, в особенности хорошие. Это несправедливо. Ему вполне достаточно поэтической славы и выгоды, ему не следовало бы отбивать у других людей их хлеб. Я отношусь к нему с неприязнью и, если это в моих силах, не собираюсь хвалить «Уэверли» – но боюсь, не смогу».

Нынешнего читателя в романах Скотта поражает прежде всего его бесподобное умение возрождать к жизни шотландские обычаи и диалект. Значительные книги цикла «Уэверли» – сам роман «Уэверли», «Пуритане», «Роб Рой» и «Красная перчатка» – заслуживают внимания своей живостью и мастерским владением писателем историческим материалом, его способностью правдиво изображать людей, подчиняя их требованиям времени и заставляя действовать сообразно с событиями. Однако слишком часто книгам Скотта вредили торопливость автора, непроработанность сюжета и нежелание планировать или исправлять свою работу. «Мне никогда не удавалось составить план, – заявлял Скотт, – или, составив, придерживаться его... Я просто старался писать увлекательно и интересно, предоставив остальное судьбе». Чтобы поддержать интерес читателей, Скотт вышел за пределы своего шотландского наследия, обратился к средневековым Великобритании и Франции, зачастую полагаясь более на установившиеся шаблоны и стереотипы представлений, нежели на вдохновение. Настоятельная потребность построить большой особняк в Эбботсфорде также вынуждала его творить непрерывно, чтобы финансировать строительство. Финансовый крах издателя заставил Скотта расплатиться с его кредиторами – он считал, что находится перед издателем в моральном долгу. Изнурительная болезнь Скотта и его смерть вследствие переутомления стали грозным предостережением для Диккенса и других писателей. Скотт стал символом литератора, который творчеством буквально свел себя в могилу.

В любой окончательной оценке литературных достижений Скотта, помимо сохранившейся притягательности его лучших книг, следует принимать во внимание прежде всего его новаторство, потрясшее литературные устои, и его влияние на других романистов. После Скотта роман стал гораздо более мощным средством доказательства истины, нежели до него. Хотя ему недостает технического совершенства и утонченности других великих мастеров, его умение изобразить прошлое и придать повествованию местный колорит являются одними из основных источников в искусстве романа. Уэссекс, созданный Томасом Гарди, округ Йокнапатофа Фолкнера, а также проникновение прошлого в настоящее – всем этим литература обязана романам Скотта, равно как и превращением романа в главный способ самовыражения современной литературы. Мало кому из других писателей удалось оставить после себя столь же богатое наследие, как Вальтеру Скотту.

Д. Берт, 1998

Ещё о Вальтере Скотте
Надежда Эйшискина
Вальтер Скотт

Александр Долинин
История, одетая в роман

 

 

Комната с гобеленами Вальтер Скотт "Антикварий". книги Вальтер Скотт "Гай Мэннеринг, или Астролог". книги Вальтер Скотт "Пуритане", "Легенда о Монтрозе". книги

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки