Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Чарльз Джон Хаффем ДИККЕНС (Charles John Huffam Dickens, 1812, Портсмут, Англия — 1870, Хайэм (Higham), Англия)

Ч. ДиккенсЖизнь Диккенса – удивительная повесть о силе воображения, создавшего поистине неиссякаемый поток незабываемых персонажей: мистер Пиквик, Сэм и Тони Уэллер, Фейджин, мистер Бамбл, Дэниел Квилп, Скрудж, Пексниф, Сейри Гэмп, Микобер, леди Дедлок, тетушка мистера Ф., мисс Хэвишем в вымышленном, но узнаваемом мире, порожденном фантазией и вдохновением автора. Литературный критик Эдмунд Уилсон назвал Диккенса «величайшим драматургом Англии со времен Шекспира, создавшим наиболее обширный и разнообразный мир». Выдающиеся творческие заслуги Диккенса были признаны Толстым, Достоевским, всеми современниками викторианской эпохи и такими современными писателями, как Джордж Бернард Шоу и Джордж Оруэлл. За исключением Шекспира, ни один из английских литераторов не заслужил сравнимого признания широких масс и критики. Диккенс по праву считается величайшим английским романистом и заслуживает одно из первых мест в списке самых выдающихся литераторов всех времен и народов. Несмотря на столь высокую похвалу, Диккенса можно обвинить в сентиментальности, в слишком настойчивой игре на чувствах читателей, в низведении опыта до чрезмерно идеализированного или мелодраматизированного уровня. Но мощь и уникальность Диккенса-романиста с лихвой компенсируют его недостатки. Его размах и глубина колоссальны, а сила воображения, энергия и мастерство полностью оправдывают сравнение с Шекспиром. Благодаря таланту и силе воображения Диккенсу удается придать рельефность созданным им образам, и мы до сих пор живем в мире, который в некоторых самых важных аспектах можно назвать диккенсовским.

Траектория поразительного творческого триумфа Диккенса характеризуется резким подъемом после событий, которые он считал неописуемым упадком, пережитым его семьей во времена его юности. Чарльз Диккенс, второй ребенок и старший сын Джона и Элизабет Диккенс, родился в Портсмуте, где его отец служил чиновником в отделении казначейства флота. И отец, и мать романиста происходили из нижних слоев среднего класса, в его роду были клерки и домашняя прислуга. Джон Диккенс – прообраз созданного его сыном портрета трагикомичного мота Уилкинса Микобера из романа «Дэвид Копперфилд», с трудом содержал семью, и детство Диккенса было омрачено чередой переездов во все менее респектабельные районы: сначала – в Чатеме на восточном побережье Англии, а позднее – в Лондоне.

Чарльз был слабым, болезненным, чрезмерно впечатлительным ребенком, страстным любителем чтения. События ранних лет жизни Диккенса и огромная впечатлительность во многом объясняют его пристрастия в творчестве, в особенности его любовь к театральным мелодраматическим сценам с бурными столкновениями добра и зла, противостояниями беззащитных и всесильных. Одним из первых воспоминаний Диккенса стали сказки его няни об огромном черном коте, который охотился за маленькими детьми, и капитане Убийце, который превращал свои жертвы в мясные пироги. Вспоминая эти рассказы, Диккенс отмечал: «Подозреваю, именно няньки были повинны в возникновении мрачных закоулков нашей души, куда мы были вынуждены возвращаться вопреки своей воле». Одной из любимых игрушек мальчика был миниатюрный театр, где он разыгрывал излюбленные истории. Следовательно, этот театр и послужил помощником в развитии творческого воображения Диккенса, а его неугасающая любовь к драме объясняет более позднее высказывание о том, что «каждый автор-беллетрист на самом дeлe пишет для сцены».

Развивающееся воображение Диккенса было серьезно травмировано, когда его отец был арестован за долги и посажен в долговую тюрьму. Через два дня после двенадцатого дня рождения разлученный с близкими Чарльз Диккенс был отправлен работать подмастерьем на гуталиновую фабрику, где ему приходилось по двенадцать часов в день наклеивать этикетки на банки с ваксой в помещении склада, кишевшем крысами. Диккенсу, интеллектуальные стремления и аристократические замашки которого прежде встречали поддержку, казалось, что он скатился по социальной лестнице до самых низов – рабочего класса, класса «презираемых и лишенных надежды». Через четыре месяца отец спас его и позволил продолжать образование, но унизительное пятно оставило несмываемый след в душе ребенка. Много лет спустя, нарушив обет молчания и готовясь вновь пережить эти тягостные месяцы в «Дэвиде Копперфилде», Диккенс вспоминал: «Отец сказал, что больше я не вернусь на фабрику, а буду ходить в школу. Вспоминая об этом, я не испытываю досады или гнева, ибо я знаю, что все эти события, вместе взятые, помогли мне стать таким, каким я являюсь теперь; но я не забыл, никогда не забуду, да и не смогу забыть о том, что мать противилась решению отца». Таким образом, неистовое стремление Диккенса к успеху и некоторые из его самых мрачных сюжетов, в особенности описывающие истязания детей, можно рассматривать как реакцию на боль, причиненную ему трагическими событиями детства.

В критической оценке творчества Диккенса его романы обычно подразделяются на две группы: ранние романы, с дебютных «Посмертных записок Пиквикского клуба» (1836—1837) до «Дэвида Копперфилда» (1849—1850), и поздние романы, начиная с «Холодного дома» (1852—1853). Почитатели всего, что обычно подразумевается под диккенсовским стилем, – соединения безудержной жизненной силы романиста и неистощимого запаса эксцентрических и комических ситуаций, сентиментальности и юмора – отдают предпочтение первому периоду. Современные критики, начиная с Джорджа Бернарда Шоу, обычно склонны подчеркивать сложность, психологическую утонченность и глубину социальных исследований в более поздних романах как самое весомое доказательство гения Диккенса. Независимо от предпочтений читателя рост технического и художественного мастерства в его произведениях очевиден.

Карьера Диккенса-романиста началась почти случайно, когда ему заказали повествовательные связки для ряда спортивных очерков на кокни, жаргоне лондонских простолюдинов, впоследствии превратившиеся в «Посмертные записки Пиквикского клуба». Благодаря таланту Диккенса акцент произведения сместился, и «Записки Пиквикского клуба» стали одним из феноменальных бестселлеров XIX века. Ранние книги Диккенса в большинстве своем представляли собой серии отдельных выпусков, впервые популяризованные «Посмертными записками Пиквикского клуба», «бессвязную и несистематическую форму публикации», как описывал ее сам Диккенс в предисловии к изданию 1837 года, в которой «невозможно ожидать искусных и сложных хитросплетений сюжета».

Ранние романы Диккенса, импровизированные, характеризующиеся незначительным предварительным планированием или разработкой главной темы, такие, как «Оливер Твист», «Жизнь и приключения Николаса Никльби», «Барнеби Радж», «Лавка древностей» и «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита», свидетельствуют о постепенном продвижении автора к более сложной структуре персонажей, драма которых естественна, а не навязана, и к гораздо более изощренным и масштабным полотнам общества, поддерживаемым наиболее требовательным из методов повествования – методом тайн и приключений. Более поздние романы Диккенса – «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит», «Повесть о двух городах», «Большие надежды», «Наш общий друг» и незаконченный роман «Тайна Эдвина Друда» – построены по принципу интриг и разоблачений, которые связывают разветвленную сеть взаимоотношений и социальных и психологических сюжетов в единое целое.

В отличие от большинства современных романистов, Диккенс является более традиционным рассказчиком, использующим такие художественные приемы, как тайны, сюрпризы и совпадения, чтобы раскрыть и показать основной узор под внешней поверхностью вещей. Рецепт его романов, упомянутый в предисловии к «Холодному дому», заключается в том, чтобы показать «романтическую сторону знакомых вещей». Его романы построены на конфликте, драматические действия заменяют в них авторский анализ и комментарии. «Я всегда придерживаюсь того мнения, – замечает Диккенс, – что если я заставил людей разыгрывать пьесу, разыгрывать ее – их дело, а не мое». Благодаря созданной сложной коллизии Диккенс достигает желаемого: привлекает внимание к все более сложным психологическим и социальным темам. Посредством комбинации реализма и символизма, особенно очевидной в его поздних романах, Диккенс предвосхищает центральную динамику современного романа, связующую его с более поздними романистами – такими, как Томас Гарди, Джеймс Джойс, Франц Кафка и Уильям Фолкнер.

Работая в невообразимом темпе, Диккенс все же умудрялся вести насыщенную светскую и личную жизнь. В 1836 году он женился на Кэтрин Хогарт, которая произвела на свет десять детей. Несмотря на уверенность в своем успехе в литературной и финансовой сферах, Диккенс продолжал беспокоиться и испытывать чувство неудовлетворенности. Он побывал в Америке, надеясь найти там идеальное демократическое государство, но вместо него обнаружил нравственную и политическую анархию, укрепившую в нем привязанность ко всему английскому и усилившую недоверие к возможности политического решения социальных проблем. Путешествуя и живя за границей, выполняя работу редактора собственных периодических изданий, участвуя в любительских театральных постановках и драматических чтениях своих книг, Диккенс находит выход для своей беспокойной энергии в непрекращающейся, зачастую маниакальной деятельности. Более поздний период его карьеры был омрачен домашними неурядицами и разрывом с женой вследствие романа с актрисой Эллен Тернан, бывшей моложе Диккенса на двадцать лет. В 1870 году, после второй поездки в Америку и изнурительных публичных выступлений, во время работы над последней книгой Диккенс скончался от апоплексического удара в великолепном доме, который еще в детстве считал символом почти недосягаемого успеха.

Д. Берт, 1998

Ещё о Чарльзе Диккенсе
Валентина Ивашева
Творчество Диккенса

 

 

Искусство и художник в зарубежной новелле 19 века. Клуб Привидений. Ч. Диккенс "Тайна Эдвина Друда". Ч. Диккенс "Посмертные записки Пиквикского клуба". Чарльз Диккенс "Приключения Оливера Твиста". книги Чарлз Диккенс "Жизнь и приключения Мартина Чезлвита". книги Наказание Прометея. Диккенс "Большие надежды"

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки