Иоганн Вольфганг ГЁТЕ (Johann Wolfgang Goethe, 1749, Франкфурт-на-Майне — 1832, Веймар)Гёте, выдающийся немецкий писатель, во многих отношениях является последним абсолютно цельным и всеобъемлющим литератором, для которого литература, искусство, наука, образование и общественная жизнь объединились в продолжительной карьере писателя, министра, ученого, директора театра и критика. Оказывая мощное влияние на мировую литературу, Гёте господствовал в своем времени, как удавалось лишь немногим авторам – таким, как Данте, Мильтон и Вольтер. Он достиг успеха буквально во всех литературных жанрах: лирической поэзии, драме и художественной прозе. Гёте положил начало эпохе романтизма своим романом «Страдания молодого Вертера», сломавшим все стереотипы, а его трагедия «Фауст» стала воплощением одного из величайших мифических сюжетов мировой литературы, подобно «Божественной комедии» Данте и «Дон Кихоту» Сервантеса, фундаментальным образом сформировав наши представления об условиях жизни человека. Живая легенда своего времени, Гёте был и будет одной краеугольных фигур в литературе. Гёте представляет собой архетип «могущественного поэта», на чьи произведения постоянно ссылаются, ибо он сам – источник подражания и предмет яростных споров для последующих поколений. Гёте родился в семье имперского советника и дочери городского старейшины. Узкий семейный круг и домашнее воспитание (отец сам занимался образованием Иоганна и его сестры) позволяли поэту сосредоточиться на самом себе. Гёте рано проявил склонность к поэтическому творчеству, но господствовавшие в доме отца взгляды исключали для него возможность профессионального занятия искусством. В возрасте шестнадцати лет Гёте переезжает в Лейпциг, где изучает право в университете; вскоре из-за болезни вынужден возвратиться во Франкфурт. Он увлекается оккультной философией, астрологией, изучает средневековые алхимические трактаты. В 1769 г. выходит его первый печатный сборник стихов «Новые песни». В начале 1770 г. начинающий поэт отправляется в Страсбург, чтобы продолжить свои занятия юриспруденцией; кроме того, Гёте посещает лекции по химии, медицине, филологии. В Страсбурге происходит знакомство Гёте с Фридерикой Брийон, дочерью пастора в Зазенгейме. Письма в стихах, т. н. «Зазенгеймские песни», адресованные возлюбленной, были опубликованы в 1775 г. Центральной темой Песен (впервые в немецкой литературе) являются юношеские переживания, что составляло резкий контраст предшествующей литературной традиции. В сентябре 1770 г. в Страсбург приезжает философ и критик И.Г. фон Гердер, который пробуждает в Гёте интерес к готической архитектуре и к народной поэзии. Гёте читает Гомера, Оссиана, кельтский эпос. У философа начинающий поэт перенимает критическое отношение к господствовавшему в то время на немецкой сцене французскому театру. В качестве противовеса «разумному» театру французского классицизма Гердер указывает Гёте на театр Шекспира, который приносит классицистические принципы построения драматического произведения в жертву естественному, эмоциональному выражению. Во многом опираясь на шекспировскую драматическую традицию, по возвращении из Страсбурга во Франкфурт в ноябре 1771 г. Гёте создает свою первую значительную пьесу «Гец фон Берлихинген» (поставлена в 1774 г.). Гец фон Берлихинген – реальный исторический персонаж, которым Гёте заинтересовался во время работы над своей диссертацией по вопросам истории государственного права XV—XVI вв. Берлихинген, воевавший на стороне крестьян во время Великой крестьянской войны (1524—1526), воплощает собой идеальный тип «благородного немца», героя-патриота, мудрого, искреннего, мужественного, одержимого жаждой свободы. Гец, каким его изобразил поэт, был воспринят современниками как образец для подражания, а сама пьеса стала своего рода манифестом «бури и натиска», политически ангажированного движения молодых литераторов, сформировавшегося вокруг Гердера и И.Г. Мерка. Совместно с другими участниками движения Гёте принимает участие в написании памфлета «О немецком духе и искусстве» (1773) – программного документа движения. В мае 1772 г. Гёте отправляется на юридическую практику в город Вецлар, где он намеревался изучать деятельность высшего апелляционного суда Священной Римской империи. В Вецларе Гёте знакомится с невестой секретаря ганноверского посольства И.К. Кестнера Шарлоттой Буфф, в которую страстно влюбляется. После безнадежных любовных терзаний Гёте принимает решение покинуть город. В сентябре он неожиданно для всех уезжает из Вецлара, отослав прощальное письмо Шарлотте. Вскоре Гёте из письма к нему Кестнера узнает, что в Вецларе застрелился секретарь брауншвейгского посольства Ф. Иерузалем, который был влюблен в жену своего друга. В день самоубийства Иерузалем одолжил у Кестнера пистолеты. На Гёте это известие произвело сильное впечатление. Он много времени размышляет о самоубийстве, у него возникает мысль покончить с собой. Но в это же время Гёте переживает новое увлечение. Предметом его поклонения стала замужняя женщина Максимилиана Брентано, дочь его знакомой. Гёте приходится сделать колоссальное усилие над собой, чтобы избавиться от чувства к ней. Весной 1774 г., полностью отгородившись от внешнего мира, за четыре недели Гёте пишет «Страдания юного Вертера», первое значительное произведение новой немецкой литературы. Роман Гёте продолжал традиции сентиментального романа в письмах, получившего распространение во второй половине XVIII в. (образцовым произведением эпистолярного жанра в то время считался роман Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»). Но если многотомные эпистолярные романы составляла переписка сразу всех героев, то в «Вертере» ведущая роль принадлежит одному человеку. Более того, в «Вертере» описание внутренней жизни одного человека сочетается с картинами обыденной бюргерской жизни. Гёте революционным образом соединяет две литературные традиции, ведь романы, описывавшие повседневную жизнь, составляли традицию иную, нежели романы, рассказывавшие историю души. В первом романе Гёте бытие «внутреннего человека», его духовное развитие, трагедия его любви и смерти разворачиваются на фоне повседневной жизни провинциального городка. Создававшийся в эпоху Просвещения, когда главенство разума над чувством не ставилось под сомнение, роман Гёте стал своего рода откровением. Главной темой «Вертера» является любовь во всех ее проявлениях. Заглавие романа очевидным образом отсылало читателей к литургической формуле, применяемой к страданиям Иисуса Христа. Любовь простого человека получает в романе религиозное звучание, помогает ему осознать свою индивидуальность, обрести внутреннюю свободу. Но осознание собственной индивидуальности, а значит, и определенной ограниченности, приводит Вертера к самоубийству: в смерти герой преодолевает ограниченность физического мира, ограниченность своей любви, растворяется в бесконечной природе. Опубликованный в конце лета 1774 г., «Вертер» имел феноменальный успех в Германии и за ее пределами. Роман сразу же был переведен на многие европейские языки, его восторженно приняло новое поколение европейской молодежи. Тем не менее он вызвал ожесточенную критику со стороны просветителей и церковных служителей, которые посчитали произведение молодого автора апологией самоубийства. Летом 1775 г. Гёте знакомится с наследным принцем, герцогом Саксонии-Веймара Карлом Августом. В ноябре того же года он переезжает в Веймар, где почти безвыездно проведет вторую половину своей жизни. Первые десять лет пребывания в Веймаре Гёте принимает активное участие в политической жизни герцогства: он управляет военной коллегией, руководит дорожным строительством. К этому времени относится его работа над драмами «Эгмонт» и «Ифигения в Тавриде», а также начало работы над «Фаустом». Наиболее значительными лирическими произведениями этого периода являются т. н. «Стихи к Лиде» и баллады, в которых преобладают мотивы таинственной сущности природы, приносящей счастье и одновременно губительной. Реакцией на бурные политические события эпохи (Великая французская революция, франко-прусские войны) становятся попытки Гёте устраниться от литературной деятельности: он все больше времени уделяет изучению естественных наук, занимается физикой, ботаникой (трактат «Опыт метаморфозы растений», 1790), анатомией. В 1784 г. Гёте открывает межчелюстную кость у человека. Осенью 1786 г., устав от обязанностей при дворе и двусмысленных отношений с женой одного из веймарских чиновников Шарлоттой фон Штейн, которая не могла поступиться своим общественным положением ради любви к поэту, Гёте тайно покинул Веймар. Взяв с собой рукописи некоторых произведений, он направляется в Италию. Результатом двухлетнего пребывания в Италии, во время которого Гёте предается изучению античного и классического искусства, становится перелом в мировоззрении поэта: он приходит к выводу о необходимости гармоничного соединения чувства и разума в рамках строгой завершенной формы. В Риме Гёте переделывает драмы «Ифигения в Тавриде» (1779—1786), «Торквато Тассо» (1780—1789) и «Эгмонт» (1788) в соответствии со своими новыми художественными принципами. С итальянского путешествия Гёте начинается эпоха т. н. «веймарского классицизма» (1786—1805) в немецкой литературе. После того как Гёте в 1788 г. возвращается из Италии в Веймар, Карл-Август освобождает поэта от большей части придворных обязанностей, предоставив ему полную свободу деятельности. В том же году Гёте берет в свой дом юную работницу цветочной мастерской X. Вульпиус, с которой живет, не заключая брака, чем шокирует веймарскую общественность. В 1789 г. она родила ему сына. И только в 1806 г. Гёте решается официально вступить с ней в брак. Последнее десятилетие XVIII и первые годы XIX в. проходят под знаком тесного сотрудничества Гёте и Фридриха Шиллера, которое продолжалось вплоть до смерти Шиллера в 1805 г. По совету Шиллера Гёте завершает работу над первым романом о Вильгельме Мейстере («Годы учения Вильгельма Мейстера», 1793—1796), возобновляет работу над «Фаустом». Вместе они пишут цикл эпиграмм «Ксении», работают над балладами (шиллеровские баллады «Ивиковы журавли», «Кольцо Поликрата», «Коринфская невеста» Гёте). В 1808 г. Гёте вновь переживает тяжелый душевный кризис, поводом к которому стало увлечение юной Минной Херцлиб. Он ненадолго покидает Веймар и отправляется в Карлсбад, где диктует первые главы романа «Избирательное сродство» (1809), который можно считать предвестником немецкой интеллектуальной прозы XX в. Гёте переносит химический термин «избирательное сродство», обозначающий случайное притяжение элементов, на сферу человеческих отношений, с тем чтобы показать действенность и единство стихийных законов природы не только в области химических наук, но и в «царстве разума», а также в мире любви. В этом произведении исключительная философская глубина сочетается с простотой и ясностью повествования, а каждая, даже самая незначительная, деталь описания имеет символический смысл, ведь и в обыденной жизни – так утверждает Гёте – все простое наполнено символическим значением, которое не всегда можно понять. В 1811 г. Гёте публикует книгу своих воспоминаний «Поэзия и правда». В 1819 г. на свет появляется «Западно-восточный диван» (уникальный поэтический сборник, в котором Гёте предпринимает попытку синтеза культурных традиций Запада и Востока), а в 1829 г. выходит вторая часть Гётевского романа о Вильгельме Мейстере. Если в первом романе о Мейстере, продолжавшем традиции «воспитательного романа» К.М. Виланда, герой образовывается через постепенное познание окружающего мира, искусство и любовь, то в романе «Годы странствия Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся» идеал всестороннего развития личности отбрасывается. Главным признается практический вклад отдельной личности в общее развитие цивилизации (так, Вильгельм отказывается от идеи стать актером и изучает хирургию). Роман «Годы странствия» интересен тем, что в нем почти отсутствует последовательное развитие сюжета; он состоит из множества фрагментов, внешне разнородных, но связанных между собой сложной системой внутренних смысловых отношений. Незадолго до смерти, в 1831 г., Гёте завершает трагедию «Фауст», работа над которой заняла почти шестьдесят лет. Сюжетным источником трагедии послужила средневековая легенда о докторе Иоганне Фаусте, заключившем договор с дьяволом, чтобы получить знание, с помощью которого можно было бы превращать неблагородные металлы в золото. Гёте наполняет эту легенду глубоким философским и символическим значением, создав одно из самых значительных произведение мировой литературы. Заглавный герой драмы преодолевает чувственные соблазны, уготованные Мефистофелем; его стремление к знаниям является стремлением к абсолюту. Фауст с его неукротимой волей к знанию, созиданию и творчеству, становится аллегорией человечества. В этой драме художественные идеи Гёте тесно переплетены с его естественнонаучными представлениям. Так, единство двух частей трагедии обусловлено не принципами классической драматургии. Оно построено на понятиях «полярности» (термин, который Гёте ввел в своей работе «Учение о цвете» (1805) для обозначения единства двух противоположных элементов в одном целом), «прафеномена» и «метаморфозы» — процесса постоянного развития, который является ключом ко всем явлениям природы. Если первая часть трагедии напоминает бюргерскую драму, то во второй части, тяготеющей к барочной мистерии, сюжет теряет внешнюю логику, герой переносится в бесконечный мир Вселенной, на первое место выходят мировые отношения. Эпилог «Фауста» показывает, что действие драмы никогда не закончится, ибо его составляет история человечества. Величие Гёте-писателя проистекает из его способности подвергать сомнению собственные предрассудки и постулаты своей эпохи, а также из способности подвергать их творческому переосмыслению в процессе поиска истины. Как подытожил Уильям Джеймс, «он был живым до последней клетки кожи, он воспринимал каждое впечатление в своего рода сосредоточенной праздности, которая делает движение его мыслительного аппарата Стихотворения Гёте – великий лирик мировой литературы. Его стихи, в основе которых часто лежат законы народной поэзии, отличаются глубиной мысли, философичны по содержанию, с необычайной силой и яркостью раскрывают мир чувств. Ранние лирические стихотворения воплотили юношеские переживания поэта, его любовь («Фридерике Брион»), жизнерадостность («Майская песнь»), оптимизм («Новая любовь, новая жизнь»), глубокое понимание природы («На озере», «Вечерняя песнь охотника») и т.д. В балладах Гёте широко использует фольклорные сюжеты, популярные в Германии («Фульский король», «Рыбак», «Лесной царь» и др.). В более поздний период Гёте пишет философские баллады. В них он защищает права личности, выступает против классовых и религиозных предрассудков, противопоставляя античную культуру средневековой. Эти стихи, исполненные высокой поэтичности, Гёте направляет против узкого догматизма церкви. Поэт воспевает величие чувств в людях, отвергнутых косным обществом. Таковы баллады «Коринфская невеста», «Бог и баядерка», «Пария» и др. Оды Гёте «Ганимед», «Прометей», «Старому Кроносу» и другие проникнуты тираноборческими настроениями, утверждением духовной мощи человека и его дерзаний. «Римские элегии» – цикл стихов, стилизованных под античные поэтические формы. Эти стихотворения, посвященные природе, искусству, любви, проникнуты жизнелюбием, радостью и мудрой иронией. В стихах, вошедших в «Западно-восточный диван», Гёте запечатлел свои раздумья об эпохе, наступившей после падения Наполеона, о великих политических и социальных потрясениях, которые испытало человечество в период формирования буржуазного общества. Здесь также отразилось увлечение Гёте культурой и искусством Востока, тогда еще мало известными на Западе. С художественной выразительностью и философской силой Гёте раскрыл в «Западно-восточном диване» неповторимое своеобразие поэтики стран Востока. В образе мудрого жизнелюбца поэта Хатема отразились черты самого Гёте. Поэзия Гёте обогатила немецкий язык и немецкое стихосложение новыми образами, словосочетаниями, рифмами и размерами. Прелесть стихов Гёте высоко ценили Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Баратынский. Гец фон Берлихинген с железной рукой (1773) — ранняя драма Гёте, написанная в период «Бури и натиска». В построении и в исторической характеристике образов этой пьесы Гёте следует Шекспиру. Пьеса написана выразительным народным языком и изобилует массовыми сценами, которые воссоздают пестрый быт Германии XVI в. – эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. В образе героя пьесы, мятежного рыцаря фон Берлихингена, который перешел на сторону воююших крестьян, Гёте воплотил устремления передовой бюргерской молодежи своего времени. Пьеса была горячо принята в Германии. Страдания юного Вертера (1774) — роман, проникнутый духом и идеями Гердера и Руссо, переведен на множество иностранных языков и принес автору мировую славу. Герой произведения Вертер – даровитый молодой человек с передовыми взглядами и устремлениями. Он глубоко страдает от бесправного положения, в котором находилось третье сословие в 70-х гг. XVIII в. Стремясь уйти из общества чванливых, невежественных дворян и ограниченных торгашей-бюргеров, Вертер уезжает в далекую провинцию, пытаясь найти удовлетворение в занятиях искусством. Здесь он влюбляется в молодую девушку Шарлотту. Но она уже невеста другого. Личная и общественная драма Вертера приводит его к самоубийству. Реалистическая сила в изображении картин эпохи, тонкая лиричность и глубина в передаче человеческих чувств и переживаний, богатство философской и социальной проблематики сделали роман шедевром литературы сентиментализма. Эгмонт (1788) — трагедия, в основу которой положен эпизод из народно-освободительной борьбы Нидерландов против испанских захватчиков. Главное действующее лицо трагедии – Эгмонт – один из руководителей восставшего нидерландского народа, взятый испанцами в качестве заложника и казненный по обвинению в государственной измене. Отступая от исторического прообраза, Гёте наделил своего героя необычайным благородством и величием души, сделал его пламенным революционером, который жертвует жизнью ради спасения родины. В этой пьесе Гёте создал один из лучших своих женских образов – образ девушки из народа, подруги Эгмонта, Клерхен. Клерхен делает героические попытки спасти своего возлюбленного. Не желая пережить его, она накануне казни Эгмонта кончает с собой. Заключительный монолог Эгмонта, в котором он призывает народ к восстанию, послужил темой для известного музыкального произведения Бетховена. Рейнеке-лис (1794) — эпическая поэма, написанная гекзаметром, – блистательное обращение автора к традиции животного эпоса, сложившейся еще в средние века. «Рейнеке-лис» – сатира на феодальное общество. Под масками зверей в поэме выведены представители всех сословий: крупные феодалы в образах медведя, волка, барсука и мелкая сошка – зайцы, куры, петухи, синички. В центре поэмы – хитрый лис, который всегда оставляет в дураках своих врагов и противников. Годы учения Вильгельма Мейстера (1795—1796) — роман, дающий яркое представление о Германии конца XVIII – начала XIX в., оказавший огромное влияние на формирование традиций немецкого романа. Герой произведения Вильгельм Мейстер, молодой, образованный и одаренный бюргер, тяготится средой, в которой живет. Его не интересуют коммерция, проблемы выгоды, наживы. Он увлекается искусством: живописью, литературой и особенно сценой. Пережив тяжелую личную трагедию, Вильгельм покидает семью и родной город, присоединяется к бродячей актерской труппе и вместе с ней колесит по стране. Так, в непосредственном знакомстве с жизнью, происходит становление личности Вильгельма Мейстера. В романе выведена галерея живых и оригинальных характеров, показаны представители различных общественных слоев, поднято много социальных проблем. Годы странствий Вильгельма Мейстера (1829) — роман, состоящий из отдельных самостоятельных эпизодов. Герой, Вильгельм Мейстер, отправляется в странствие не только для того, чтобы познать действительность, но и чтобы исправить ее. На страницах книги затрагиваются вопросы землевладения и машинного производства, сельского хозяйства и ремесленного труда. Особое место занимают проблемы педагогики и воспитания человека как полезного члена общества. Вильгельм Мейстер, избравший благородную профессию врача, встречается со своими прежними друзьями и вместе с ними строит планы создания свободной трудовой общины. Фауст (1806—1832) — гениальное произведение мировой литературы, над которым поэт работал в течение всей жизни. Сюжет для своей трагедии в стихах Гёте заимствовал из «народной книги» XVI в. о докторе Фаусте, маге и чернокнижнике. Около 1773 г. возникает первый вариант «Фауста», так называемый «Прафауст». В ней герой жаждет деятельности, он готов идти на любые испытания, лишь бы прервать удручающе спокойный уклад, вырваться на жизненный простор. Но «Прафауст» остался незаконченным. Первая часть «Фауста» была завершена в 1801 г., опубликована в 1808 г., вторая окончена за год до смерти. В произведении два основных начала: Фауст, олицетворяющий человека, его разум, его душу, его чувства, дарящие миру жизнь и радость, и Мефистофель, воплощающий потусторонние миры, рок, скепсис, – злое и могущественное божество, которое стремится доказать, что все подчинено его воле, человек же – ничтожный червь. Путь к истинному знанию, к подлинному духовному величию труден и опасен. Судьба посылает Фаусту первое испытание: дьявол появляется перед ним в момент его раздумий и обещает Фаусту вечную молодость и ум, всю глубину познания жизни, обещает радости и наслаждения, но взамен Мефистофель требует от Фауста продать свою душу. Фауст соглашается. Так начинается путь его познания. В изложении Гёте сделка Фауста с дьяволом основана на его утверждении, что никакой опыт не приносит удовлетворения, что его поддерживает лишь стремление. Из договора следует, что в момент исполнения всех желаний героя Мефистофель может потребовать его душу. Гёте подвергает испытанию веру Фауста в превосходство человеческой воли и ее истинной ценности на примере его взаимоотношений с Гретхен, кладя на одну чашу весов самодостаточность любви, а на другую – независимость и ставя существенные нравственные преграды на пути к достижению равновесия. «Фауст» – произведение о вечном духовном и материальном движении, о высоком назначении человека и его созидательного труда как основе жизни, ибо теория суха, но вечно зелено древо жизни. После великих испытаний и разочарований, изведав падения и взлеты, познав любовь, приобщившись к искусству, испробовав силы в государственной и политической жизни, Фауст обретает внутреннюю гармонию. Высшее счастье и удовлетворение он находит в созидательной деятельности на благо народа. В грандиозном заключительном видении перед Фаустом встает светлая картина будущего, когда властелином земли станет свободный человек. «Фауст» с наибольшей силой воплощает идеи своего века и является с точки зрения поэтического искусства вершиной немецкой поэзии. Поэзия и правда (1811—1833) — автобиография Гёте, доведенная им до 1775 г. В этой книге автор осветил множество исторических фактов, нарисовал портреты ряда выдающихся людей, запечатлел важные события общественной, научной и литературной жизни своего времени. На широком фоне эпохи перед читателем возникает жизнь богатых немецких бюргеров, ремесленников, городской бедноты и мещан. Особое место автор отводит вопросам искусства, эстетики, художественного творчества и литературной борьбы. Ещё о Гёте
ИНДЕКС:
Беллетрист представляет |
А
Б В
Г
Д Е
Ж З
И
К Л
М Н
О
П Р
С Т
У
Ф Х
Ц
Ч Ш
Щ Э
Ю Я
|