Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Джон МИЛТОН (John Milton, 1608, Лондон — 1674, Лондон)

Д. Милтон— один из крупнейших эпических поэтов Англии, автор «Потерянного рая», «Истории Британии» и «Краткой истории Московии», памфлетист, защитник религиозных, гражданских и политических свобод. Родился в семье нотариуса и композитора Джона Милтона. Получил образование в школе св. Павла, основанной в XVI в. Здесь он познакомился с Диодати Чарльзом, сыном итальянского протестанта, сделался его другом и ему посвятил две замечательные элегии. Дальнейшее образование продолжил в Кембридже, получив в 1626 г. степень бакалавра, а в 1632 г. степень магистра. Первоначально мыслил себя священником, готовился к принятию сана, писал стихи, в основном на латинском и итальянском языках, на религиозные темы. Первое английское стихотворение «На смерть прелестного ребенка» (1628) было написано по случаю смерти его племянницы Анны Филлипс. «Праздничная прогулка» и «Утро Рождества Христова» (1629) сочинены с использованием барочной образности великолепными стансами, свидетельствующими о незаурядном мастерстве автора. В 1630 г. было создано произведение «Страсть», а затем пасторальные «Аркады», представленные графине Дерби в Хэрфилде совместно с Генри Лоуэсом, известным английским композитором, автором многочисленных песен. В 1631 г. появились две эпитафии, посвященные кембриджскому посыльному Хобсону, «О Шекспире», а также эпитафия маркизе Винчестерской. Его знаменитые «Жизнерадостный» (L'Allegro) и «Задумчивый» (Il Penseroso), посвященные описанию радостей от занятий медитацией, являются предшественниками медитативной лирики XVIII в., в частности «Кладбищенской школы», отголоски этих произведений ощущаются в «Элоизе и Абеляре» Поупа. Они написаны в Кембридже, а также в Хэммерсмите, куда отец Милтона перебрался в 1631—1632 гг. Окончив Кембридж, Милтон еще окончательно не выбрал себе профессию, колеблясь между саном священника и карьерой поэта. В 1634 г. выходит его «Ad Patrem», напомнившее отцу о возможных альтернативах в выборе профессии. В 1634 г. Милтон по совету своего друга композитора Лоуэса создал пастораль «Comus», которая была опубликована анонимно в 1637 г. Пастораль была представлена в замке Ладлоу по случаю назначения графа Джона Бриджуотера лордом-президентом Уэльса. Видимо, больше всего для определения жанра «Комуса» подходит пасторальная драма. Комус – имя языческого бога, придуманного самим Милтоном, он сын Бахуса и Цирцеи, заводит путников в лес и превращает их с помощью колдовства в зверей. Одна дама, заблудившаяся в лесу, попадает во власть Комуса. Сопровождающие ее братья узнают о случившемся и получают от доброго волшебника, переодетого пастухом, корень растения, который должен освободить даму от чар Комуса. Все настойчивые попытки Комуса соблазнить даму не удаются, Комус понимает ее превосходство. С помощью богини реки Северн Сабрины дама окончательно освобождается от чар Комуса и возвращается в замок Ладлоу в сопровождении двух братьев. Драма написана и белым стихом, и рифмованными восьмистишиями. В ней содержится огромное количество христианских, языческих аллюзий, здесь есть типично декоративная образность пасторали, непосредственность и живость елизаветинской драмы и волшебное очарование спенсеровской «Королевы фей».

В 1635 г. Милтон переселился в Бакингэмшир, где продолжил свои занятия классическими языками и итальянским, отдавая должное внимание и изучению трудов отцов церкви. В 1637 г. он создал элегию «Лисиды» (Lycidas). Скорее всего это пасторальная поэма, посвященная памяти Эдварда Кинга, с которым учился Милтон в Кембридже и который утонул, отправившись на корабле в Дублин. Как и Милтон, Кинг обладал весьма незаурядными поэтическими способностями и проявлял интерес к изучению истории религии. Хотя Кинг не был близким другом Милтон, его смерть сильно повлияла на него, возбудив в его душе мысли о преждевременной смерти, о тщетности человеческих стремлений и честолюбивых желаний. Эта поэма содержит много противоречивых высказываний и мыслей Милтона, видимо, находившегося в смятенном состоянии духа после сильного потрясения. Милтон также страдал от невозможности осуществить свои поэтические замыслы. В последующие тридцать лет он не создал сколько-нибудь значительных произведений, за исключением нескольких стихотворений на латинском и итальянском языках, сонетов, из которых необходимо отметить «О недавней резне в Пьемонте», посланий Кромвелю, Фэрфаксу, Уэйну и композитору Лоуэсу, с которым сотрудничал во время написания «Комуса» и «Аркадий», и некоторым своим молодым друзьям. В течение двух лет Милтон жил за границей (1637—1639), главным образом в Италии, где встречался с известным голландским дипломатом и юристом Гуго Грецией (1583—1645) и Галилео Галилеем, осужденным и находившимся в изгнании под Флоренцией.

По возвращении из заграничного путешествия Милтон целиком посвятил себя занятиям со своими племянниками братьями Джоном и Эдвардом Филипсами. Оба они в дальнейшем станут тесно связанными с литературной деятельностью. Эдвард Филипс был автором филологического словаря новых английских слов (1658), литературных биографий современников, Джон прославился травестированием «Дон Кихота», переводами Скюдери и Калпренеда. В то же время Милтон увлекся идеей создания эпической поэмы, посвященной королю Артуру, о которой он пишет в эпитафии Диодатти, умершему во время двухлетнего отсутствия Милтона.

Теперь Милтон занимается также и политической деятельностью, довольно активно включается в журналистскую деятельность, публикует ряд памфлетов в защиту епископата, вступает в диспут с епископами Холлом и Ашером. Джозеф Холл (1574—1656) получил образование в Кембридже. Это замечательная личность, чрезвычайно оригинальный литератор, начавший писать сатиры в духе Ювенала, первым создавший моду на описание характеров, реформировавший жанр проповедей. Ашер Джеймс (1581—1656) – ирландский епископ, создавший на латинском языке историю мира от его начала и до изгнания евреев при императоре Веспасиане, которая позже будет считаться источником авторизованного варианта Библии.

Публицистика Милтона 40-х гг. отражает многообразие интересов поэта. Один за другим появляются памфлеты: «Ареопагитика» (Areopagitica, 1644), «Иконоборец» (Eikonoklastes, 1649), «Защита английского народа» (Pro Populo Anglicano Defensio, 1650). Милтон выступает противником монархизма и сторонником буржуазной республики. В «Ареопагитике» вырисовывается образ гражданина республики, каким представляет его себе Милтон: человек-борец, смело отстаивающий свои убеждения.

В 1642 г. Милтон женился на дочери роялиста Мэри Поуэлл, с которой расстался накануне гражданской войны. В 1643 г. вышел пафмлет Милтона «Доктрина и институт развода», в котором он отстаивал принцип необходимости духовного родства супругов, что сделало его имя одиозным и послужило поводом для опубликования им еще нескольких трактатов на эту же тему. Среди них необходимо отметить «Тетрахордон», объемистый трактат, около 110 страниц. Тетрахордон – это четырехструнная греческая лира.

В 1644 г. был опубликован трактат «Об образовании», посвященный Сэмюэлу Хартлибу, немцу по происхождению, обучавшемуся в Кембридже в 1621—1626 гг. и ставшему другом Милтона. В том же году в трактате «Ареопагитика» Милтон защищает свободу печати. Милтон подразумевал не только свободу прессы, но и свободу проповедей независимо от политических убеждений. В 1645 г. к Милтон вернулась жена, которую он не видел три года. У него родились три дочери и сын, умерший в младенчестве. К этому времени в стране обострилась борьба между пресвитерианами и индепендентами. После казни Карла I Mилтон опубликовал трактат «Обязанности государей и правительства» (1649), в котором доказывал, что король не выполнил своих обязательств перед народом и поэтому заслуживал смертной казни, как изменивший своему долгу и ввергнувший страну в гражданскую войну. Он также утверждал, что народ волен свергать и наказывать тиранов, критиковал пресвитериан, которые, по его убеждению, представляли серьезную угрозу свободе.

При республиканском правительстве Милтон получил пост латинского секретаря при Государственном совете. В его обязанности входило ведение дел и переписки на латинском языке. Внимание современников привлек ответ, который Милтон дал епископу Годену – создателю книги «Портрет его святейшего величества в его одиночестве и медитациях». Эта книга была опубликована после казни короля, и бывший монарх был представлен в ней как личность достойнейшая и замечательная. Вступив в спор с Годеном, Милтон писал о короле не как о великомученике, а как об изменнике. В защиту короля выступил француз – лейденский профессор Сальмазиус, обвинявший Милтон в антимонархизме, на что Милтон откликнулся латинским трактатом «Защита английского народа». Этот трактат принес Милтон европейскую известность и в то же время вызвал по отношению к нему ненависть роялистов. В Париже и Тулузе этот трактат был подвергнут публичному сожжению. В 1660 г. Милтон пишет трактат «Истинный и легкий путь к созданию свободного Содружества»; он защищает в нем республиканизм и стремится остановить возрастающее влияние роялистов.

Тяжело протекала личная жизнь поэта: его первая жена умерла в 1652 г. Через четыре года Милтон женился вторично, но и вторая жена его тоже вскоре умерла. От напряженных трудов Милтон терял зрение.

После реставрации монархии Милтон пришлось скрываться от властей. Он был арестован, но благодаря вмешательству влиятельных лиц освобожден. Он принялся за сочинение поэмы «Потерянный рай» (Paradis Lost). Известно, что самые первые наброски этого произведения относятся к 1642 г. Закончена поэма была в 1663 г., однако вопрос о публикации встал только в 1667 г. В 1671 г. была издана поэма Милтона «Возвращенный рай» (Paradis Regained) и в этом же году опубликована трагедия «Самсон-борец» (Samson Agonistes). За ними последовала «История Британии» (The History of Britain, 1670). Особый интерес для русского читателя представляет «Краткая история Московии» (The Brief History of Moscovia, 1682), основанная на материалах, представленных в книгах Ричарда Хаклита и Сэмюэла Перчеса. Оба эти автора занимались сбором сведений о путешествиях англичан в разные страны. Сведения о Московии взяты Милтоном из отчетов английских путешественников о России.

Разнообразны поэтические жанры, которые использовал Милтон в своем творчестве. Больше всего он любил эпитафии, послания друзьям, сонеты. Значительную долю эпистолярного наследия Милтона представляют государственные дипломатические бумаги, которые он составлял, исполняя обязанности латинского секретаря. Они были обнаружены в 1743 г. Наибольший интерес, по мнению некоторых исследователей, составляют послания, в которых отражена расправа над протестантами, учиненная по приказу герцога Савойского. Среди латинских прозаических сочинений, помимо проповедей, следует назвать трактат «О христианской доктрине» (опубл. в 1825). Безусловно, «Книга общих мест» Милтона содержит много поучительных и интересных мыслей об ораторской речи, различных жанрах, его планах и занятиях и являет собой образец исповедальной прозы. Это своего рода памятник невысказанных мыслей старого слепого поэта, особенно пристально вглядывающегося в свой внутренний мир. Унаследовав лучшие традиции античной ораторской прозы, Милтон писал в сложную драматичную эпоху, раздираемую гражданской войной и политическими раздорами. Последовательно отстаивая идеи индепендентства, Милтон продемонстрировал свое великолепное знание ренессансной прозы, библейской повествовательной традиции и невероятную эрудицию в вопросах истории религии. Он не был ортодоксальным христианином и скорее придерживался арианских принципов. Арианизм – учение ливийского священника, жившего в середине III в., который разрушил представление о Троице. Напомним, что большинство варваров, завоевавших Римскую империю, за исключением франков, англов и саксов, были обращены в христианство арианскими еретическими священниками, таким образом, арианская ересь была каким-то образом близка самому Милтону, чем объясняются многочисленные отклонения от канонической Библии в «Потерянном рае».

Милтон умер от приступа подагры в 1674 г. и похоронен вместе со своим отцом в Сент Джайлз Крипплгейт – соборе, находящемся в лондонском Сити.

Личность Милтона до сих пор вызывала много дискуссий и кривотолков. Часть историков литературы, видимо, находилась в плену представлений современников поэта, осуждавших его за трактат о разводе, некоторые, вероятно, стояли на иных политических позициях и критиковали его за резкие выпады против короля и королевской власти, если она не выполняет возложенных на нее народом функций. Вместе с тем нельзя отказать Милтону в славе у него на родине. Он был признанным мастером полемической ораторской прозы еще при жизни. Его соотечественники отдали ему должное: Драйден создал ритмизированный вариант «Потерянного рая» и провозгласил поэму Милтона «одной из величайших, благороднейших и возвышеннейших, которые когда-либо произвели нация и век». В XVIII в. Милтон оказался самым влиятельным поэтом среди медитативных лириков, поэтов «Кладбищенской школы». У. Блейк создал в 1804 г. поэму «Мильтон», в которой повествовалось о духе Милтона, снизошедшем на землю, чтобы спасти Альбион силой своего воображения. Милтон особенно был любим романтиками, которые ценили в нем великого создателя образа Сатаны. В XX в. Милтон оказался под сильными ударами моды и модернизма. Т.С. Элиот обвинял Милтона в отсутствии чувствительности, подавленной как будто бы его книжной ученостью. Он также высказал критическое замечание в адрес создателя «Потерянного рая», сказав, что тот писал на английском языке как на мертвом. Нужно отдать справедливость тем критикам Милтона в XX в., которые, видимо, были знакомы с не менее резкими отзывами доктора Джонсона и Аддисона. Первый обвинял поэта в том, что его английский имеет иностранную идиоматику, а последний считал, что английский язык утонул под тяжестью Милтона. Однако противоречивые суждения о Милтоне отнюдь не означают умаление его заслуг перед английской литературой, а в мировую литературу он вошел как автор «Потерянного рая».

«Потерянный рай» (1667) создавался не без учета существующих версий о грехопадении Адама и Евы, среди которых необходимо отметить драму Гуго Греция «Изгнанный Адам», с которой был знаком Милтон. Вместе с тем нельзя не учесть, что в ней отчетливо выступают сложные и противоречивые катаклизмы эпохи, драматические страницы истории Англии, пережившей казнь короля, республику, ее падение и реставрацию монархии. Милтон, принимавший активное участие в политической борьбе на стороне индепендентов, не мог не выразить своего отношения к виднейшим участникам и вождям революции. Образ Сатаны – один из самых сильных завоеваний поэтического гения Милтона – претерпевает серьезную эволюцию. Завоевывая явные симпатии читателей, он иногда вступает в противоречие с намерениями автора, приведшего его в конце концов к поражению и капитуляции.

Масштабы и глубина изображаемых столкновений воинств Сатаны с легионами ангелов весьма недвусмысленно говорят о драматических конфликтах современного Милтон общества, о борьбе со старым – патриархальным, рутинным и пробивающимся новым в социальной структуре, а также – и прежде всего о конфликтах в натуре человека. «Потерянный рай» – эпическая поэма, состоящая из 12 книг. Кстати, по первоначальному замыслу поэма состояла из 10 книг, которые затем были преобразованы в 12, а в набросках и черновых заметках Милтона перечислены религиозные и светские темы, связанные с британской историей, что еще раз свидетельствует в пользу предположения, что в сложной метафорике и художественной образности поэмы многое еще не разгадано учеными, поскольку относится к конкретным историческим событиям и лицам, а кажущаяся религиозная проблематика «топит» все остальное.

Эпическая поэма Милтона свидетельствовала о его незаурядном мастерстве психолога, мастера в раскрытии внутреннего мира героев, эволюции их взглядов на мир, человека, Вселенную. В ней сочетаются лучшие образцы различных жанров – философской, религиозной, ученой поэзии. Наличие различных пластов повествования, роль повествователя, вмешивающегося в действие, яркая, порой причудливо роскошная образность в стиле рококо, почти жесткая чеканная острая структура гравюры, взаимосвязанность различных описательных и драматических отрывков делают эту поэму памятником литературных стилей эпохи, его важнейшим документом, ибо в поэме Милтона можно увидеть религиозные, политические, научные диспуты, автобиографические мотивы, весь сложный и противоречивый облик человека XVII в., свидетеля колоссальных, поистине библейских по масштабу катаклизмов.

«Возвращенный рай» – эпическая поэма Милтона, состоящая из четырех книг, была опубликована в 1671 г. Тема поэмы – искушение Христа в пустыне. Поскольку эта поэма является своеобразным продолжением первой, в ней тема искушения решается, однако, по-другому. Христос противостоит искушению и тем самым возвращает себе Рай. Изменяется образ Сатаны: из масштабного величественного врага человечества он превращается в «несчастного духа».

«Самсон-борец» – трагедия Милтона, помещенная вместе с «Возвращенным раем» в одной книге, составила своеобразную дилогию. Следуя традициям Эсхила, Софокла и Еврипида, Милтон тем не менее создает драму. Самсон преображается в процессе развития действия – из поверженного, ослепленного, переживающего свой позор человека он превращается в борца, мстящего за свое унижение, гибнущего вместе со своими врагами. Библейский мотив тесно переплетается здесь с ярким античным колоритом, подчеркивающим классицистический характер трагедии личности. Таким образом, в своих героических поэмах и трагедии Милтон продемонстрировал все явные и потенциальные возможности классицизма, не догматически, а творчески освоенного им; английская оригинальность, национальный менталитет проступают сквозь античную универсальность модели, рамки рушатся, и свободный человеческий дух торжествует над всеми ограничениями и запретами.

Н. Соловьева, 1997

 

 

Мильтон "Потерянный Рай". Корабли мысли. Милтон "Потерянный рай"...

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки