Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Зигмунд ФРЕЙД (Sigmund Freud, 1856, Freiberg — 1939, Лондон)

З. Фрейд«Придет время, – писал известный швейцарский психиатр Э. Блейлер, когда будут говорить о психологии до Фрейда и психологии после Фрейда». Действительно, трудно переоценить влияние учения Фрейда на дальнейшее развитие психологии и клинической психиатрии, да и вообще на эволюцию человеческой мысли. Ведь недаром Фрейда ставят в один ряд с Аристотелем, Дарвином, Эйнштейном, называют «зодчим современного понимания человека», «одним из научных новаторов нашей эпохи», а его учение – «коперниковским переворотом», видоизменившим не только науку, но и культуру общества в целом.

С самого начала становления как науки, психоанализ имел горячих приверженцев не только в среде психологов и психиатров; многие выдающиеся современники: Альберт Эйнштейн (назвавший Фрейда «величайшим учителем»), Томас Манн, Стефан Цвейг, Теодор Драйзер, Густав Маллер, Герберт Уэллс, высоко ценили и уважали Фрейда как ученого и мыслителя, о чем, более чем красноречиво, свидетельствует его переписка. Смелость, неординарность и революционность самого подхода Фрейда к «хрупкой» проблеме человеческой психики снискали ему и его учению много противников, в основном, среди, клиницистов.

В то же время идеи Фрейда постепенно прокладывали себе путь через многие трудности и противоречия. В настоящее время, являясь крайне противоречивым учением, со множеством, часто взаимоисключающих неортодоксальных ответвлений, психоанализ остается одним из основных психологических и философских концепций современности, и вряд ли какой-либо знающий психолог или психиатр позволит себе оспаривать важность основных предпосылок Фрейда о роли бессознательного в структуре личности. Так же трудно переоценить влияние психоанализа на культуру общества в целом. Фрейд дал стимул для поиска новых форм и содержания в литературе, драматургии, поэзии, изобразительном искусстве.

Долгие годы тоталитаризма и застоя, изоляции нашего общества от магистральных направлений интеллектуальных исканий человечества нанесли тяжелый урон отечественной науке. В печальном списке «вредных учений», наряду с генетикой, кибернетикой и социологией, одним из первых оказался психоанализ. Вследствие «идейных дискуссий» конца 20-х – начала 30-х годов был ликвидирован Психоаналитический институт, подверглись гонениям многие психиатры психологи, стоящие на позициях психоанализа.

Ввиду того, что в отечественной литературе зачастую тенденциозно, а порой искаженно трактовалось не только учение Фрейда – психоанализ, но крайне однобоко и скудно давались его биографические сведения, необходимо остановиться на главных этапах жизненного пути великого ученого.

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в моравском городе Freiberg (ныне Пршибор, Чехия), провинциальном городе Австро-Венгерской империи, в семье торговца шерстью. В дальнейшем, ввиду разгула антисемитизма, семья Фрейдов, после недолгих скитаний, поселилась в Вене. Отец Зигмунда – Якоб Фрейд, придерживаясь либерально-просветительских взглядов. всячески способствовал образованию сына. Еще в гимназии, показав неординарные способности, Фрейд увлекся естествознанием, особенно учением Дарвина, много и упорно учился и решил в дальнейшем посвятить себя науке. В 1873 году он поступает на медицинский факультет Венского университета. Особенное влияние на формирование Фрейда как ученого оказал крупнейший физиолог школы Гельмгольца, директор Института физиологии при университете Эрнст Брюкке, у которого Фрейд работал в течение пяти лет – с 1876 по 1881 г. За эти годы Фрейд сделал важнейшие наблюдения, которые поставили его в ряд пионеров нейронной теории – основного положения современной неврологии. Он предложил также метод окраски нервной ткани хлористым золотом и оригинальную модификацию ее подготовки для микроскопического исследования. В 1881 г. Фрейд получил ученую степень по медицине и до 1885 года работал в психиатрической клинике крупнейшего австрийского психиатра и невропатолога Теодора Мейнерта. В 1885 году, отлично сдав устные и письменные экзамены и прочитав блестящую лекцию о «Модулярных областях головного мозга», он становится приват-доцентом по неврологии Венского университета. В том же году Фрейд в течение почти пяти месяцев работал в Париже, в клинике Ж. Шарко, одного из самых знаменитых неврологов XIX века. Здесь он впервые заинтересовался проблемой истерии и параллельно с исследованиями в области неврологии стал искать причины и механизмы этого заболевания. Следует отметить, что заметным вкладом в неврологию явились книга Фрейда «Афазия» (1891 г.), классический труд по клинической неврологии, и статья «Проект научной психологии» (1895 г.), где, высказывая гипотезу о механизмах деятельности нервной системы, он предвосхитил многие последующие работы по нейрофизиологии. В 1897 году Фрейд пишет свою последнюю статью по неврологии «О детском параличе мозга» – для «Медицинской энциклопедии». С этого времени он целиком переключается на исследование истерии.

Одновременно с научной деятельностью Фрейд занимался и практической работой. Трудности в лечении больных с функциональными нервными расстройствами привели его к практическому опыту И. Бернгейма, автора книги «Внушение и его применение в качестве терапии». Фрейд перенял метод гипнотического внушения, применяемый Бернгеймом впервые после сенсационных опытов Месмера. Но дальнейшая клиническая практика показала малоэффективность этого способа лечения. В поисках новых подходов к лечению невротических расстройств Фрейд обратился к методу «катарсиса» Иосифа Брейера. Суть использованного Брейером метода для лечения случая истерии заключалась в воспоминании больной в гипнотическом состоянии эмоциональных переживаний, определенным, образом связанных с подавленными желаниями, сильный импульс которых вызывал болезненные симптомы. Этот знаменитый «случай Анны О.» лег в основу дальнейшего развития и обобщения «катарсического» метода лечения. В книге И. Брейера и 3. Фрейда «Этюды по истерии» (1895 г.) впервые делается попытка связать патогенетические механизмы невроза с неудовлетворенными влечениями и эмоциями, вытесненными из сознания.

Последовательное развитие этой теории привело Фрейда к идее иерархичности психики человека, дифференциации сознательных – «присутствующих в нашем сознании и воспринимаемых нами», и бессознательных – вытесненных, как «недопустимое по своей природе», «аналогичных инстинкту животных» психических актов.

Систематические практические наблюдения привели Фрейда к необходимости значительного изменения способа лечения больных неврозами. Вместо гипнотического внушения он стал применять метод «свободных ассоциаций», толкования сновидений и перенесения. Всеми этими путями, согласно предположению Фрейда, вытесненные из сознательной сферы переживания могут выйти в сознание. Именно эти методы легли в основу техники психоаналитической терапии, применяемой в принципиально неизменном виде и в наши дни.

С 1896 по 1902 год, оставаясь в полной изоляции от научного мира, принявшего его теорию как «шутку дурного тона» (П. Жане), Фрейд разрабатывал теорию психоанализа, в создании которого этапным являлся труд «Толкование сновидений» (1900 г.). «Блестящая», по замечанию самого Фрейда, изоляция была преодолена в 1902—1903 гг., когда вокруг ученого стали собираться ученики и единомышленники («Общество психологических сред»), составившие в 1908 году Венское психоаналитическое общество. В то же время К.Г. Юнг создает в Цюрихе Общество Фрейда. В этот период появляются значительные работы Фрейда: «Психопатология обыденной жизни» (1904 г.), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905 г.), «Пять лекций по психоанализу» (1909 г.).

В 1909 году Фрейд и Юнг были приглашены в США для чтения лекций. После восторженной встречи Фрейд иронично заметил: «Эти люди не подозревают, что я принес им чуму». Именно такой была первая реакция широкой общественности на психоанализ.

В то же время психоанализ постепенно стал завоевывать мир. В США, Германии, Англии, Франции, Италии, Швеции и других странах создаются психоаналитические общества, выходят журналы.

«В России психоанализ известен и распространен; почти все мои книги, как и других приверженцев психоанализа, переведены на русский язык», – писал Фрейд уже .в 1914 году. В дальнейшем немалый вклад в развитие психоанализа внесли русские ученые: психиатры – И.Д. Ермаков, Ю.В. Каннабих, Н.Е. Осипов; психологи – Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.

По мере развития теории психоанализа и упрочения его позиций как науки, идей о дифференциации и взаимодействии неосознанных, «витальных» и сознательных, рационально-когнитивных уровней психики; представлений о модели личности, как взаимосвязи трех структур: «Я», «Сверх-Я» и «Оно», учение Фрейда вышло за рамки медико-биологической концепции. В своих работах «По ту сторону принципа удовольствия» (1920 г.), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921 г.), «Я» и «Оно» (1923 г.) Фрейд развивает психоаналитическую концепцию личности; анализирует механизмы функционирования общественных институтов; формулирует теорию влечений как основного стимулирующего начала деятельности человека.

Еще в 1912 году Фрейд в статье «Научное значение психоанализа», определяя место этого учения в системе естественных наук, предвосхитил его влияние как методологического подспорья на этику, эстетику, педагогики, искусствоведение и другие гуманитарные науки. Конкретным воплощением этих положений явилась работа «Тотем и табу» (1912 г.), посвященная анализу становления человеческого общества, моральных, религиозных и правовых норм.

Последнее десятилетие своей жизни Фрейд посвятил изучению, анализу и обобщению своих представлений о природе человека, общества и культуры. Особенно интересны работы, дающие психоаналитическую трактовку генеза религиозных воззрений – «Будущее одной иллюзии» (1927 г.) и последний, фундаментальный труд «Моисей и единобожие» (1939 г.), где автор выступает как тонкий и глубокий философ, обобщающий многолетний опыт психоанализа, поднимая его до уровня историко-религиоведческих исканий, нашедших свое блистательное подтверждение в исследованиях современных историков религии (М. Даймонд, П. Тиллих, П. Хоманс).

Окруженный ореолом популярности и всеобщего поклонения, Фрейд скромно и почти безвыездно жил в Леопольштадте – еврейском гетто Вены – с женой и шестью детьми. Его блистательный и острый ум, талант полемиста, научный гуманизм и демократизм расширили круг его единомышленников и привлекли друзей в среде интеллектуальной элиты своего времени. В последние годы жизни Фрейд страдал от рака гортани, перенес несколько операций. Он почти отошел от практической клинической работы, сосредоточившись на творческой деятельности и обучении психоаналитиков.

После захвата Австрии нацистами в 1938 году Фрейд, лишенный паспорта, стал узником гетто. Фашисты конфисковали его имущество и библиотеку, четыре его сестры погибли в нацистском лагере. Лишь огромный международный резонанс и выкуп в 100 000 шиллингов вырвал Фрейда из Вены. Последний год жизни он провел в Англии. Зигмунд Фрейд умер 23 сентября 1939 годи в возрасте 83 лет.

Трудно среди большого и многогранного наследия Фрейда выбрать наиболее значимые и интересные работы. В этом плане весьма оригинальным кажется нам «Очерк истории психоанализа», написанный Фрейдом в 1914 году. Перед нами краткая история создания и развития идей психоанализа, мужественный и прямой рассказ о борьбе за новое учение и против него. С удивительной остротой и наглядностью автор показывает, что невозможно с доктриной, выросшей на четкой клинической, эмпирической почве, бороться методом словесных препирательств и насмешек, не вникая в суть проблемы, переносить научные споры в плоскость моральной оценки. Анализируя пути развития психоанализа, Фрейд останавливается на причинах «откола» К.Г. Юнга и А. Адлера, находя его корни в попытках «одеть» новое учение в более приемлемые для современной науки «одежды».

Статья «Массовая психология и анализ человеческого «Я» (1921 г.) – первая попытка Фрейда приложить основные предпосылки теории психоанализа к объяснению структуры и динамики человеческого общества, связать особенности строения личности и механизмы индивидуальной психической деятельности с поведением целых социальных групп, со структурой общественных институтов.

Работа «Достоевский и отцеубийство» (1928 г.) – блестящий пример методологического применения техники психоанализа для понимания философских, этических и эстетических концепций великого русского писателя, равно как и его противоречивой личности.

«По ту сторону принципа наслаждения» – одна из самых глубоких по творческому поиску и дерзновенных по постановке проблемы работ Фрейда. Анализируя природу и генез инстинктивной сферы человеческой психики, он поднимается до философского понимания всеобщих, биологических законов жизнедеятельности организма, включая человека. Понятие «Эроса» и «Танатоса» – двух движущих сил природы, стремящихся «объединить живое вещество во все большие и большие единицы» или, наоборот, «вернуть живую материю в неорганическое состояние», являются основными в теории вытеснения и сублимации.

В работе «Тотем и табу» (1912 г.) Фрейд разъясняет концепцию Эдипова комплекса, отцовского идеала и роль семейного ядра в явлениях психопатологии.

В статье – «Я» и «Оно» Фрейд дает свою трактовку строению человеческой психики, излагая центральный постулат психоанализа, идею об иерархической сущности систем высшей нервной деятельности – деление на бессознательные (инстинктивно-эмоциональные), сознательные (рационально-когнитивные) – и «цензурные» (категории морально-этического плана) психические процессы. Именно этим тезисам суждено было произвести «революцию» в психиатрии и психологии.

Цикл статей, объединенных Фрейдом под названием «Очерки по теории сексуальности», вышел в свет в 1904 году. В нем собраны несколько работ разных лет, в которых рассматриваются проблемы формирования и развития сексуальности у человека. Фрейд впервые высказал мысль о предгенитальной сексуальности, введя понятие поэтапного ее развития – от орально-каннибальной к анально-садистской и далее к генитальной, объяснив генез основных характерологических черт личности фазностью развития сексуальности. Не останавливаясь на каждой работе в отдельности, можно сказать, что труды Фрейда по теории сексуальности наметили кардинально новые пути в исследованиях по половому вопросу.

Один из наиболее интересных и совершенных трудов Фрейда – «Остроумие и его отношение к бессознательном».

Многие ученые считали и считают это произведение шедевром психологического прозрения, логической стройности и анализа научной мысли – качеств, так необходимых истинному ученому, каковым и являлся Фрейд.

На основа, огромного фактического материала он убедительно доказывает, что все наши мысли, действия а высказывания определяются причинной связью, а не свободной волей. Все обусловлено существующими в подсознании в скрытом виде воспоминаниями о прежних интеллектуальных, аффективных и волевых процессах, так что для свободы воли не остается места, чем и подтверждается гипотеза Спинозы.

В заключение нельзя не вспомнить блестящее определение своего отношения к учению Фрейда, которое дал английский поэт Лоуренс Даррен. Определение это удивительно точно отражает суть идеи психоанализа и некоторым образом освещает причины его обструкции в нашей стране: «Чтобы оценить его полностью, необходимо два условия: свобода от предубеждений и желание прямо смотреть правде в глаза».

Б. Нанеишвили, Г. Нанеишвили, 1991

 

Ещё о Зигмунде Фрейде

Ирвинг Стоун

Стефан Цвейг

Леон Шерток. Раймон де Соссюр

 

 

Рязанцев "Танатология". Зигмунд Фрейд "Толкование сновидений". Зигмунд Фрейд "Интерес к психоанализу". Зигмунд Фрейд "Психоаналитические этюды". Зигмунд Фрейд "Очерки по психологии сексуальности". Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль Сципион Сигеле "Преступная толпа". Зигмунд Фрейд "Психология масс и анализ человеческого "Я". Вильгельм Вундт "Проблемы психологии народов". книги

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки