Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Николай Алексеевич ПОЛЕВОЙ (1796, Иркутск — 1846, Санкт-Петербург)

Н. ПолевойНиколай Алексеевич Полевой, бесспорно, является одним из наиболее ярких, значительных и энергичных деятелей русской культуры 20-30-х годов XIX века. Он происходил из старого купеческого рода, некогда богатого, но в годы детства писателя переживавшего нелегкие времена. В тогдашней купеческой среде семья Полевых выделялась своими культурными интересами. Стремление к образованию, горячая любовь к искусству были с ранних лет свойственны и Николаю Алексеевичу. Одаренность, настойчивость, редкое трудолюбие помогли ему, вопреки враждебным обстоятельствам, осуществить свои мечты. В 1817 г. талантливый самоучка впервые выступает в печати со своими патриотическими стихотворениями. Вслед за тем он начинает сотрудничать в таких известных журналах, как «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Сын отечества», а с 1825 г. приступает к выпуску собственного периодического издания – «Московского телеграфа», ставшего, по оценке Белинского, «решительно лучшим журналом в России, от начала журналистики».

Годы издания «Московского телеграфа» – вершина жизни и творческой деятельности Полевого. Именно журнальная работа позволила раскрыться наиболее сильным сторонам его личности – широте интересов, редкой восприимчивости ко всему новому, пониманию потребностей времени, поразительной трудоспособности. «Московский телеграф» отличало разнообразие содержания, видное место занимала в нем художественная литература, в разные годы представленная сочинениями Пушкина, Баратынского, Жуковского, Бальзака, Виньи, Гюго, Гофмана и других ведущих литераторов эпохи. Как публицист и критик, беллетрист и историк, сатирик и поэт-пародист выступал в журнале и сам его издатель.

В общественно-политическом плане лицо «Московского телеграфа» определялось идеями буржуазно-демократического прогресса, в эстетическом – борьбой за романтическое искусство, отрицанием отживших классицистических принципов. Однако свойственное Полевому стремление к преобразованию современной литературы подчас оборачивалось своими негативными сторонами – безапелляционностью критических суждений, недифференцированной оценкой дворянской культуры. На рубеже 1820–1830-х годов все это привело к резкому обострению взаимоотношений Полевого с пушкинской группой писателей.

Имея репутацию оппозиционного и даже радикального издания, «Телеграф» вызывал возрастающее недоверие властей. В апреле 1834 г. журнал был закрыт. Непосредственным поводом послужил напечатанный в нем отрицательный отзыв о казенно-патриотической драме Н.В. Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла». Запрещение «Московского телеграфа» явилось для его издателя ударом, от которого он уже не смог оправиться. В последнее десятилетие жизни Полевой не раз предпринимает попытки возобновить активную журнальную работу. Не прекращает он и писательской деятельности. Однако внутренне Полевой сломлен. Его подчеркнутая лояльность, неподвижность его эстетических взглядов и литературных приемов в «послетелеграфскую» эпоху приводит писателя к постепенной утрате былой популярности.

Среди русских прозаиков 1820–1830-х годов Полевому принадлежало «одно из главнейших, из самых видных мест» (Белинский). Важную линию в его весьма разнообразной по своему жанрово-тематическому характеру беллетристике составляют произведения, объединенные общей проблемой искусства и судьбы художника. Помимо повести «Живописец», к ним относятся роман «Аббаддонна» (1834) и входящая в состав цикла «Разговор на святках» повесть о гениальном скрипаче. К волнующей его теме взаимоотношений писателя и общества Полевой вернулся и в конце своего творческого пути в «драматической повести» «Ломоносов, или Жизнь и поэзия».

Полевой "Литературная критика".

Книги Николая Полевого сегодня в библиотеке

Литературная критика

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки