Нестор Васильевич КУКОЛЬНИК (1809, Петербург — 1868, Таганрог)Нестор Васильевич Кукольник родился в Петербурге в семье профессора Педагогического института, по происхождению словацкого дворянина, в первые годы XIX в. приехавшего в Россию из Австрии. Незадолго до своей кончины (она последовала в 1821 г.) отец будущего писателя переселился в Нежин, где стал одним из основателей известной Гимназии высших наук. В этом учебном заведении Кукольник и получил образование, считаясь одним из наиболее одаренных и блестящих воспитанников. Любопытно, что в числе его однокашников был Н.В. Гоголь, который, впрочем, и в ту пору и позднее относился к Кукольнику с иронией. По окончании гимназии (в 1829 г.) Кукольник около двух лет преподает российскую словесность в Вильно, а с 1832 г. служит в Петербурге (главным образом в финансовом и военном ведомствах). В печати Кукольник дебютировал в 1830 г., опубликовав в журнале «Московский вестник» фрагмент из пятиактной «драматической фантазии» в стихах «Торквато Тассо». Позднее в других изданиях появились еще два отрывка из той же пьесы. И если эти выступления поэта практически остались незамеченными, то первое полное издание «Тассо» в 1833 г. принесло Кукольнику поистине сенсационный успех и сделало вчера еще никому не ведомого провинциала одной из знаменитостей русской литературы. По свидетельству современника петербургская публика «была объята самым неистовым восторгом от „Торквато Тассо". Все наперерыв читали звучные стихи этого произведения, и трудно представить для поэта и вообще для литератора славу блестящее той, какою в то время пользовался Кукольник» (Записки Василия Антоновича Инсарского). Появление «Тассо» возбудило надежды и в литературных кругах (исключение составила лишь пушкинская группа писателей). О дебютанте одобрительно отзывались Н.А. Полевой и Н.В. Станкевич, В.К. Кюхельбекер и Н.И. Греч, а О.И. Сенковский провозгласил его «необыкновенным поэтическим гением», «великим художником», «юным нашим Гёте». В 1834 г. на долю Кукольника выпал новый крупный успех, который принесла ему поставленная на сцене Александрийского театра пятиактная историческая драма «Рука Всевышнего отечество спасла». Лежащая в основе пьесы благонамеренная патриотическая идея вызывала живое сочувствие у широкого зрителя и вместе с тем обеспечила автору симпатии двора. Характерным показателем официального отношения к этому произведению стало закрытие журнала «Московский телеграф», издатель которого – Н.А. Полевой – позволил себе усомниться в художественных достоинствах «Руки Всевышнего». Петербургский период жизни Кукольника, продлившийся до 1847 г., оказался наиболее продуктивным и удачным в творческом плане. Обращение к значительным и ярким темам и образам, их эффектная разработка, легкость усвоения ведущей идеи обеспечивали произведениям писателя успех у читающей публики. Кукольник с равной удачей выступает в самых разных родах литературы – как драматург и прозаик, лирик и художественный критик. Однако при всем внешнем разнообразии и богатстве творчества можно заметить, что основной тематический диапазон Кукольника был очерчен уже двумя его первыми драматическими сочинениями. Темы искусства и исторического прошлого занимают в литературном наследии писателя главенствующее положение. Причем если историческая драматургия и беллетристика Кукольника строится в основном на русском национальном материале, то действие произведений о творческой личности почти всегда разворачивается в Западной Европе, прежде всего в Италии, воспринимавшейся в ту эпоху как классическая страна искусств (драмы «Джулио Мости», «Джакобо Санназар», «Доменикино», повесть «Антонио» и др.). Модный писатель, разнообразно одаренный и к тому же очень общительный человек, Кукольник в свою петербургскую пору постоянно окружен людьми – любителями литературы, актерами, художниками, музыкантами. Укреплению авторитета Кукольника в мире искусства в большой степени способствовали его дружеские отношения с М.И. Глинкой и К.П. Брюлловым, возникшие в середине 1830-х годов. Современникам, людям романтической эпохи с характерной для нее идеей синтеза искусств, эти отношения представлялись чем-то большим, нежели личная дружба. «Они мечтали видеть в этой короткости разумный союз представителей живописи, музыки и поэзии и полагали, что такой союз может иметь влияние на эстетическое развитие нашего общества» (Панаев). Действительно, творческие контакты членов «тройственного созвездия» носили весьма активный характер. Кукольник выступал в печати настойчивым пропагандистом творчества своих друзей, участвовал в написании либретто обеих опер Глинки, который, в свою очередь, сочинил музыку к драме Кукольника «Князь Холмский» и многим стихотворениям поэта («Жаворонок», «Попутная песня», «Уймитесь, волнения страсти...» и др.). Брюллов немало способствовал формированию представлений о Кукольнике как о высоком поэте, создав его романтизированный образ в знаменитом портрете 1836 г. Одним из примеров сотрудничества писателя и художника является во многих-отношениях типичная для Кукольника повесть «Психея». Впервые она была напечатана в альманахе В. Владиславлева «Утренняя заря на 1841 год» (СПб., 1841) с двумя иллюстрациями работы Брюллова. Подзаголовок, который имела «Психея» при публикации в «Утренней заре» – «Первая новелла доктора Сильвио Теста», – указывает на то, что автором был задуман цикл произведений, связанных образом рассказчика, и ранее уже появлявшегося в повести Кукольника «Корделия». Действительно, спустя год в новом выпуске того же альманаха была напечатана «вторая новелла доктора Сильвио Теста» «Джиорджио Фенороли, или Сердце в банке» (СПб., 1842). Однако на этом работа над циклом, по-видимому, прекратилась, и при последующих публикациях «Психеи» подзаголовок был снят. В качестве главного героя повести Кукольник выводит итальянского скульптора Антонио Канову (1757—1822), воспринимавшегося в ту пору как «величайший скульпор нового времени» (Ж. де Сталь. Коринна, или Италия. М., 1969). За несколько лет до «Психеи» автор напечатал в редактируемой им «Художественной газете» (1838 г.) статью «Канова», в которой в общих чертах уже наметил трактовку жизни и личности скульптора, развитую затем в повести. Канова характеризуется им как человек, полностью сосредоточившийся в сфере творчества, где и разворачиваются подлинные события его жизни. «В частной жизни Каковы,– утверждает автор статьи, – весьма мало необыкновенных происшествий, драматических мест: в светлой и нелепой душе его постоянно царствовала благодатная тишина, которая разнообразилась лишь живописаниями его богатого воображения. Труд – вот на что со страстью обращались его силы». Помимо общего взгляда на Канову, в новеллу Кукольника переходят и некоторые из фактов, о которых сообщалось в статье. Так, например, в ней говорилось об одном из изваянных Кановой изображений Венеры, наиболее замечательном «потому, что моделью для нее, во всей подробности, как рассказывают, пожелала служить одна молодая знатная особа». Но наряду с совпадениями сопоставление текстов обоих сочинений обнаруживает и отступление автора «Психеи» от известных ему фактов жизни и творчества Кановы, сознательно допущенные анахронизмы. Как это характерно для Кукольника, рисуя реальную личность, он свободно домысливает и перестраивает ее подлинную биографию. Эта черта «Психеи» была в свое время неодобрительно отмечена С.П. Шевыревым в рецензии на альманах Владиславлева. В целом же повесть, не оставившая заметного следа в литературной жизни, практически не обратила на себя внимания критики. В.Г. Белинский в рецензии на «Утреннюю зарю» уклонился от оценки повести, подменив ее описанием работ Брюллова. О.И. Сенковский лестно, но бегло отозвался о ней как о «главном украшении всего альманаха, столь богатого разного рода украшениями». Как и многим другим знаменитостям литературы 30-х годов, Кукольнику суждено было пережить свою литературную славу. В 1847 г. обязанности чиновника заставляют писателя покинуть Петербург. Последующие десять лет его жизни проходят на южных окраинах России. Литературная деятельность Кукольника в это время заметно идет на убыль. Но было бы неверно связывать это лишь с изменившимися обстоятельствами жизни писателя. В новую литературную и общественную эпоху оказалась особенно заметной тематическая исчерпанность его творчества, удаленность от подлинных интересов времени. Былая популярность писателя необратимо утрачивается. В 1857 г. Кукольник в чине действительного статского советника выходит в отставку и поселяется в Таганроге, где и умирает в забвении. Несомненно, судьба, долгое время незаслуженно баловавшая писателя, в итоге оказалась к нему излишне строга. Не обладая выдающимся талантом, Кукольник-художник не был лишен достоинств. Многое из созданного им сохраняет право на внимание.
ИНДЕКС:
Беллетрист представляет |
А
Б В
Г
Д Е
Ж З
И
К Л
М Н
О
П Р
С Т
У
Ф Х
Ц
Ч Ш
Щ Э
Ю Я
|