Андрей Платонович ПЛАТОНОВ (1899, Воронеж — 1951, Москва)Андрей Платонович Платонов (Климентов) родился в Воронеже, в многодетной семье рабочего, слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе и в городском училище. Рано стал работать на заводе. Первые стихи Платонова были напечатаны в 1918 г. Во время революции и гражданской войны писатель сотрудничал в газетах «Воронежская коммуна», «Красная деревня», «Огни», в журнале «Железный путь», выступал как поэт, прозаик, публицист, критик. В начале 20-х годов вышли из печати его первые книги (сборник публицистических статей «Электрификация», 1921; сборник стихов «Голубая глубина», 1922), в московских литературных журналах (Кузница, Красная нива и др.) регулярно появляются его статьи и рассказы. В 1924 г. Платонов окончил Воронежский политехнический институт и принял должность губернского инженера-мелиоратора и специалиста по электрификации сельского хозяйства. В 1926 г. переселился в Москву, а с 1927 г. целиком отдался литературному труду. В том же году вышел сборник повестей и рассказов «Епифанские шлюзы». Платонов принадлежал к литературной группе Перевал. После выхода двух новых сборников новелл и рассказов («Сокровенный человек», 1928; «Происхождение мастера», 1929) его литературная судьба осложнилась: рассказ «Усомнившийся Макар» (1929) и деревенская хроника «Впрок» (1931) были объявлены рапповской критикой вредными, буржуазными, клеветническими произведениями. Поэтому публикация рассказов Платонова возобновилась только в 1934 г., после I съезда советских писателей. Новые произведения Платонова (особенно рассказы «Фро», «Бессмертие», «Река Потудань» и др.) вызвали новую волну дискуссий, в ходе которых Платонов был поддержан журналом «Литературный критик». В 1937—1939 годы (под псевдонимами Человеков, Фирсов и др.) Платонов опубликовал множество критических статей о Пушкине, Горьком, Маяковском, Ахматовой, Э. Хемингуэе, К. Чапеке, Р. Олдингтоне, В. Ирвинге и многих других писателях. Во время отечественной войны был специальным военным корреспондентом газеты «Красная звезда», написал ряд антифашистских рассказов. Поскольку рассказ 1946 года «Семья Иванова» (позднее названный «Возвращением»), в котором Платонов выступил одним из первооткрывателей трагических последствий войны в человеческих судьбах, подвергся ожесточенной критике, публикация его прозы – за исключением детских сказок – почти полностью прекратилась. Первый посмертный сборник произведений Платонова вышел в 1958 г., после XX съезда КПСС. В литературном наследии Платонова (отчасти рукописном) числится девять повестей, роман, более сотни рассказов и очерков, четыре пьесы, шесть киносценариев, несколько десятков критических статей, обработано и выпущено в свет большое количество сказок. Создавая философскую прозу, в которой глубоко раскрывался интеллектуальный мир человека-труженика, человека-творца в «прекрасном и яростном мире» строительства социализма, Платонов всегда шел «впереди читателя», «двигался по линии наибольшего художественного сопротивления» (Н. Замошкин). Рассматривая искусство как «средство преодоления исторической судьбы» народа и как средство достижения «счастья существования», в центре своих художественных произведений Платонов ставил проблематику счастья, утверждал «идею жизни», творческий, мужественный взгляд на жизнь, старался выработать в новых исторических условиях принципы плебейского гуманизма, не мирящегося ни с какими извращениями и низостью, восприимчивого ко всему человечному, ко всем подлинным ценностям мира. Носителями «идеи жизни» в его рассказах и повестях выступают одержимые, во многом наивные, порой странные и чудаковатые, но одухотворенные люди, мастера своего дела, натуры творческие, беспокойные, самостоятельно мыслящие, верующие и сомневающиеся, отстаивающие свое человеческое достоинство даже в трудных жизненных условиях («Сокровенный человек», «Песчаная учительница», «Родина электричества», «На заре туманной юности», «Луговые мастера», «Джан», «Третий сын», «Такир», «В прекрасном и яростном мире» и др.). Платонов изображал «ростки коммунизма» в их душе без романтических преувеличений, в их зачаточном состоянии, во всем сложном, иногда уродливом переплетении старого и нового в человеке, поэтому многие его положительные герои и до сих пор не утратили своей действенной силы и познавательного значения. Если переживания этих любимых героев Платонова показаны автором сочувственно, преимущественно в лирических (в лирико-гротескных или лирико-иронических) тонах, то антинародные силы, враждебные счастью и жизни (правде, добру и красоте), как правило, изображены средствами памфлета или остро-сатирической прозы («Город Градов», «Государственный житель», «Мусорный ветер» и пр.). Платонов критически относился и к патриархальному деревенскому укладу жизни, ненавидел застой и неподвижность, но в отличие от Горького он сумел заметить и оценить в духовном опыте трудового крестьянства и массу положительного. Платоновский «сокровенный человек» появляется, чтобы внести творческое – рабочее – начало в действительность»; «нормальный мужик» из рассказа «Усомнившийся Макар» занят важной мыслью: восстановить – вместо господства чиновников – настоящую, рабоче-крестьянскую власть. Платонов изображает донкихотство своего героя-правдоискателя и «домашнего иностранца» с любовной иронией. Платонов не верит в абсолютную управляемость потоком жизни («Чевенгур», «Джан»), но его глубоко интеллектуальное, гуманистическое и демократическое творчество разрушало тот «антидемократический предрассудок, что только «высоколобым» свойственно и доступно философское осмысление жизни» (Л. Шубин). В этом одна из главных заслуг Платонова, самобытнейшего мастера новаторской, синтетической прозы, в которой содержится «честная попытка изобразить начало коммунистического общества», его нравственно-интеллектуальные коллизии. Ещё о ПлатоновеЕлена Антонова |
Книги Андрея Платонова сегодня в библиотеке |
ИНДЕКС:
Беллетрист представляет |
А
Б В
Г
Д Е
Ж З
И
К Л
М Н
О
П Р
С Т
У
Ф Х
Ц
Ч Ш
Щ Э
Ю Я
|