Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Френсис Скотт ФИЦДЖЕРАЛЬД (Francis Scott Fitzgerald, 1896 — 1940)

Ф.С. ФицджеральдКак война была неизменной темой Хемингуэя, так темой Фицджеральда стала американская мечта и ее крушение, ибо именно эта тема связывает его личную жизнь, творческий путь и его книги в единое целое. Фицджеральд остается виднейшим бытописателем губительной силы богатства и славы. Никому из американских писателей не удавалось заглянуть в такие глубины психики американцев и ее опасные закоулки и столь полно исследовать их.

Френсис Скотт Фицджеральд родился в Сент-Поле, в штате Миннесота. Его отец, бизнесмен-неудачник, прибыл в Миннесоту из родного Мэриленда после гражданской войны. Мать Фицджеральда была старшей дочерью иммигранта-ирландца, сколотившего состояние на торговле бакалейными товарами. Семья жила в основном за счет терпения и снисходительности родных матери Фицджеральда, что позволило ему еще в юности осознать и возможности, даваемые богатством, и налагаемую им ответственность.

Мать баловала Фицджеральда, убеждая его в том, что его желания и потребности превыше всего. В 1911 году его отправили в римско-католическую частную школу в Нью-Джерси, а в 1913 году он поступил в Принстон – преимущественно, как вспоминал сам Фицджеральд, ради членства в клубе «Треугольник», где в основном увлекались театром. Увлеченность внеучебными занятиями Принстона помешала академическим успехам, и чтобы избежать исключения, Фицджеральд на время покинул колледж якобы ввиду болезни, проучившись на первом курсе полгода. Попав в армию, он получил чин младшего лейтенанта и, отдыхая от лагерной суеты, взялся за работу над романом «По эту сторону рая». В 1918 году, находясь в Алабаме, Фицджеральд познакомился с Зельдой Сейр, и влюбился в нее. Однако брак был возможен лишь в том случае, если бы Фицджеральд располагал достаточными средствами, которых требовала Зельда, и после увольнения из армии в 1919 году он начал работать в рекламном агентстве в Нью-Йорке, одновременно рассылая по журналам свои рассказы. Издательство «Скрибнер», поначалу отвергнувшее его роман, наконец приняло переработанную рукопись. Ее публикация наряду с продажей одного рассказа в «Saturday Evening Post» позволила Фицджеральду жениться на Зельде в 1920 году.

Мало кто из писателей испытал столь внезапный и шумный успех, как молодой Фицджеральд. Его первые два романа, «По эту сторону рая» (1920) и «Прекрасные, но обреченные» (др. наз. «Прелестные и проклятые») (1922), произвели фурор и стали бестселлерами. Два сборника рассказов – «Распутники и философы» (1920) и «Сказки века джаза» (1922) – укрепили его репутацию, а слова «век джаза» стали практически официальным названием эпохи, чью раскрепощенность и свободу от законов общества с таким блеском отразил Фитцджеральд в романах и рассказах.

Успех принес деньги. Вчера еще никому не известный провинциал, Фицджеральд стал состоятельным человеком, поселился с женой в одном из самых дорогих нью-йоркских отелей. Очень скоро молодые Фицджеральды, не знающие счета деньгам, сумасбродные прожигатели жизни, становятся всем известными персонажами светской газетной хроники.

Высокие гонорары, которые платят журналы в ту тору Фицджеральду – модному литератору, побуждают его профанировать свой талант, печатать рассказы и очерки, написанные между делом и без серьезного повода. Светская жизнь, которую ведет молодой Фицджеральд, также мешает ему сосредоточиться на своих артистических целях.

Уже в этот ранний период Фицджеральд начинает испытывать внутреннюю тревогу. Так в его романе «Прекрасные, но обреченные» герои книги, молодые искатели наслаждений, терпят моральный крах.

В 1924 году Фицджеральд с женой уезжает во Францию, где в Париже и на Ривьере концентрируется в это время колония американской литературной и артистической молодежи. С небольшими перерывами он живет во Франции до 1930 года. Здесь в 1925 году Фицджеральд создает «Великого Гэтсби», свое самое совершенное произведение. «Великий Гэтсби» показал силу и глубину таланта Фицджеральда, но не имел коммерческого успеха.

После «Великого Гэтсби» наступает жизненная катастрофа Фицджеральда и постепенное падение его сил и таланта. Из веселого кутилы он превращается в запойного пьяницу и скандалиста; недовольство собой, своей жизнью и своим творчеством топит в вине. Свою профессиональную карьеру он поддерживал отчасти подготовкой сценариев для Голливуда, в то время как его личная жизнь, шла к неминуемому краху из-за злоупотребления спиртным и психического расстройства Зельды, у которой обнаружилась шизофрения.

Фицджеральд пытается разобраться в том, что с ним случилось. В 1934 году он заканчивает чвою вторую знаменитую книгу – «Ночь нежна», впитавшую жизненный опыт последних десяти лет и развивающую социальные мотивы, намеченные в «Великого Гэтсби».

В романе «Ночь нежна» изображены американцы – богатые прожигатели жизни. «Душевное банкротство» героя романа, врача Дайвера, женившегося на богатой американке и постепенно теряющего моральную основу своего существования, определяет тему книги – бесчеловечность богатых людей и гибельность близости с ними для каждого, кто им доверится.

Внутренний кризис, рожденный противоречиями его жизни и творчества, достигает у Фицджеральда после опубликования – «Ночь нежна» такой мучительной силы, что он не видит другого выхода, как громко, во всеуслышание, об этом сказать.

В 1936 году в трех статьях, получивших известность под общим названием «Крах», он выступает с трагической исповедью. В «Крахе» Фицджеральд говорит о своем «душевном банкротстве», которое, он это видит теперь, рождено было тем, что он как писатель не выполнял своего социального долга, жил бездумно и безответственно, не находил в себе силы порвать до конца с имущими классами.

Он осуждает такую позицию, считая ее гибельной для таланта и морального самосознания художника, и противополагает ей активное творческое вмешательство в жизнь. «Ленин не стал терпеть страдании пролетариата, – пишет Фицджеральд, – Вашингтон не захотел наблюдать муки своих солдат, и Диккенс не мирился с тяжкой жизнью лондонской бедноты».

Фицджеральд в тех же статьях объявил, что обрекает отныне себя на роль сочинителя-ремесленника, ибо утратил, как он полагает, право на творчество, на великое дело писателя.

Действительно, в эти годы Фицджеральд как бы отказывается от творческой деятельности, подобавшей ему как писателю выдающегося таланта. Он заключает контракт с Голливудом и несколько лет служит там рядовым сценаристом, стараясь заработать достаточно денег на лечение жены и на воспитание дочери и испытывая на себе весь деспотизм «голливудской империи».

Получилось, однако, так, что самый гнет Голливуда рождал в писателе новый протест и побуждал его к новым творческим планам.

Уже смертельно больной, Фицджеральд задумывает писать роман о Голливуде. Но для выполнения этого замысла у него не хватает ни материальных средств, ни физических сил. Он не доводит свой новый роман, «Последний магнат», до конца, умирает еще молодым.

Фицджеральд умер от сердечного приступа в Голливуде; денег, оставшихся после смерти, хватило только на гробовщика и перевозку тела на родину; его последний роман, «Последний магнат», остался незаконченным. Зельда Фицджеральд погибла во время пожара, в 1948 году уничтожившего психиатрическую лечебницу, где ее содержали. В конце жизни Фицджеральд осознал, что потерпел фиаско и в личном, и в профессиональном плане. Только после его смерти, по мере публикации документов из его архива, его творчество постепенно было переосмыслено и переоценено, а сам Фицджеральд заслужил звание американского классика и выдающегося летописца времени.

Великий Гэтсби (The great Gatsby. 1925)

— центральное произведение Фицджеральда и самое совершенное из его созданий. Джей Гэтсби, сын бедного фермера, влюбляется в девушку «из общества» Дэзи Фей. Добиваясь ее благосклонности, он идет на всевозможные ухищрения. Ему удается разбогатеть – в годы сухого закона он спекулировал спиртными напитками. Гэтсби строит роскошную виллу недалеко от дома, где живет Дэзи с мужем, и начинает поражать округу доходящим до абсурдности гостеприимством и невиданной щедростью, мишурностью, безвкусными выходками. Его цель – привлечь внимание Дэзи, проникнуть в ее круг. Упрямая верность поклонника на какое-то время располагает к нему Дэзи, но это только ускоряет его гибель. Сидя за рулем принадлежавшей Гэтсби машины, Дэзи сбивает женщину. И она, и ее муж с поразительным равнодушием реагируют на совершенное ими убийство. Муж пострадавшей, считая виновником Гэтсби, убивает его, а затем себя.

Ночь нежна (Tender is the night. 1934)

— роман, в котором Фицджеральд раскрыл себя так откровенно, как ни в одном из своих произведений. Положенная в его основу история талантливого врача-психиатра Дика Дайвера напоминает личную драму Фицджеральда, творческую и семейную. Деградации Дайвера способствуют обстоятельства, подобные тем, о которых писатель рассказал в сборнике автобиографических эссе «Крах» (1936). В одной из клиник Цюриха Дайвер встречает Николь Уоррен, чья природная привлекательность еще более выигрывает из-за принадлежности к миру очень богатых людей. Николь, дочь миллионера, страдает шизофренией на почве сексуального преступления, совершенного ее отцом. Стремясь излечить Николь, Дик сам увлекается ею, а родные девушки способствуют их браку. Дик приобщается к компании блестящих бездельников, окружающих Николь, и, став по существу домашним врачом при одной-единственной пациентке, постепенно отходит от науки. Беззаботным и обаятельным предстает Дик в начале романа, в эпизодах отдыха на французской Ривьере, рассказанных от лица молодой и красивой голливудской дебютантки, очарованной Диком и не подозревающей о неблагополучии в его семье. Обстоятельства, предшествовавшие женитьбе Дика. и подробности заболевания Николь раскрываются только во второй части романа, и по мере их выяснения читатель узнает о духовном крахе Дайвера. Герой с горечью осознает, что его талант «перекочевал в сейфы Уорренов». С большой психологической глубиной показано, как исчезает оптимизм Дайвера. Николь уходит от Дика, гибнет его лучший друг, а сам он возвращается в США, где безвестно прозябает в провинции.

Фицджеральд "Великий Гэтсби"...

Книги Френсиса Скотта Фицджеральда сегодня в библиотеке

Великий Гэтсби. Ночь нежна. Последний магнат. Рассказы. Эссе

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки