Николай Фёдорович ФЁДОРОВ (1828 — 1903)Николай Фёдорович Фёдоров был внебрачным сыном князя Павла Ивановича Гагарина и пленной черкешенки (по другой версии – крепостной крестьянки). Место его рождения неизвестно; по-видимому, одна из деревень Тамбовской губернии или Новороссийского края. Фамилию и отчество мальчик получил от крестного отца. Учился будущий философ сначала в Тамбовской гимназии (окончил в 1849 году), а затем в привилегированном Ришельевском лицее в Одессе, который не окончил. Затем начинается длительный (целых 14 лет) период учительства в различных уездных училищах Липецка, Углича, Подольска и других городов, где Фёдоров преподавал историю и географию. Николаю Фёдоровичу было уже сорок лет, когда он переехал в Москву и начал работать сначала в Чертковской библиотеке, а с 1874 года – в библиотеке Румянцевского музея (ныне Государственная библиотека имени В.И. Ленина). Здесь Фёдоров проработал четверть века. Его называли идеальным библиотекарем так как он знал содержание нескольких десятков тысяч книг библиотеки и каждому мог помочь найти нужную ему литературу. Фёдоров свободно читал почти на всех европейских языках и знал некоторые восточные. Лишь незадолго до смерти Фёдоров перешел на работу в читальный зал Московского архива министерства иностранных дел. О нетребовательности Фёдорова в личной жизни, его аскетизме и бескорыстии сложены целые легенды. При жизни взгляды Фёдорова были известны лишь узкому кругу близких ему людей (правда, среди них были такие люди, как Л. Толстой и В. Соловьев). Сразу после смерти учителя двое его учеников – В. Кожевников и Н. Петерсон – приступили к подготовке издания его трудов под названием «Философия общего дела». Первый том вышел в 1906 году в городе Верном (ныне Алма-Ата) тиражом в 480 экземпляров и в соответствии с мировоззрением Федорова не продавался, а рассылался желающим бесплатно. Правда, в связи с финансовыми трудностями второй том, вышедший в 1913 году в Москве, продавался уже на общих основаниях. Сейчас оба тома являются большой библиографической редкостью. Все учение Фёдорова носит характер проекта спасения человечества от «небратского состояния» и от угрожающей каждому смерти. Россия должна начать дело «всемирного воскрешения». В многочисленных фрагментах и статьях, вошедших в «Философию общего дела», Фёдоров рассматривает под углом своего мировоззрения всю современную ему культуру, подвергая ее беспощадной критике. Но от утопистов типа Э. Кабэ Фёдорова отличает глубокое уважение к прошлому, к наследию отцов (отсюда его оригинальное учение о музее и музейном деле). Фёдоров хотел, чтобы «все рожденные поняли и почувствовали, что рождение есть принятие, взятие жизни от отцов, т. е. лишение отцов жизни – откуда и возникает долг воскрешения, который и сынам дает бессмертие». В последние годы наблюдается рост интереса к философскому наследию этого оригинальнейшего русского мыслителя.
ИНДЕКС:
Беллетрист представляет |
А
Б В
Г
Д Е
Ж З
И
К Л
М Н
О
П Р
С Т
У
Ф Х
Ц
Ч Ш
Щ Э
Ю Я
|