Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

ПЛАТОН (Platon, 427 г. до н. э., Эгина — 347 г. до н. э., Афины)

Платон — древнегреческий философ, создатель платонизма, мастер прозаического философского диалога. Биографические сведения из античных источников во многом легендарны. По отцу Платон – отдаленный потомок последнего аттического царя Кодра, по матери – родовитого законодателя VI в. до н. э. Солона. Настоящее имя – Аристокл, Платон – прозвище, значащее «широкий» и данное, полагают, за широкий лоб и плечи. В молодости Платон занимался гимнастикой, борьбой и верховой ездой, получил даже первую премию на Истмийских играх, интересовался музыкой, живописью и поэзией. Он писал эпиграммы, дифирамбы, элегии, трагедии и комедии, подражая философу и автору комедий поэту Эпихарму (VI—V вв. до н. э.). Поэтические сочинения Платона не сохранились, за исключением 25 эпиграмм, авторство которых оспаривается. Поэтические опыты оказали большое влияние на становление стиля его прозы.

Философские воззрения Платона складывались под влиянием известных в те времена философов и философских школ. Это Гераклит, Парменид, пифагорейцы, Демокрит, софисты, Кратил. О последнем Аристотель писал в «Метафизике»: «Смолоду сблизившись прежде всего с Кратилом и гераклитовскими воззрениями, согласно которым все чувственно воспринимаемое постоянно течет, а знания о нем нет, Платон и позже держался тех же взглядов». С Сократом Платон впервые встретился в 407 г. до н. э., и это стало поворотным событием в его судьбе. Он отказался от всех своих прежних увлечений, отдавшись полностью философии. Рядом с Сократом Платон провел восемь лет – с 407 по 399 г. до н. э., до времени казни Сократа. В этом же году Платон оставил Афины, отправившись в путешествие по Греции и Востоку с целью послушать других учителей мудрости. В Мегарах он учился у Эвклида, в Кирене – у математика Феодора, в Италии – у пифагорейцев Филолая и Еврита, в Египте – у магов. Завершающей была поездка в Италию и на Сицилию в 389—387 гг. до н. э. На Сицилии у Платона возник конфликт с тираном Сиракуз Дионисием Старшим, в результате чего последний приказал продать Платона в рабство, что якобы и было осуществлено. Киренец Анникерид тут же выкупил Платона и отпустил его на свободу, по другим сведениям это сделал пифагореец Архит.

По возращении в Афины Платон покупает в ближнем пригороде участок земли, занятый под сад, названный Академией в честь местного героя-покровителя Академа. Здесь Платон создает свою собственную философскую школу, сохраняя за ней название местности, и посвящает ей всю оставшуюся жизнь. Академия просуществовала до VI в. н. э. Лучшим учеником ее еще при жизни Платона был Аристотель. Почти сразу школа Платона приобрела известность во всем греческом мире.

Популярность Платона внесла изменения и в его отношения с Сицилией. После смерти Дионисия Старшего новым тираном стал его сын Дионисий Младший. Он письменно приглашает главу Академии в Сиракузы как бы для осуществления в его государстве высоких идеалов платоновской философии. Платон принял приглашение, но его надежды не оправдались. И все же Дионисий Младший в третий раз зазывает философа на Сицилию (в 361—360 гг. до н. э.). Эта поездка тоже не принесла ничего, кроме разочарований. Платон жил в период ломки полисной системы, накануне эпохи эллинизма, положившей конец самостоятельности греческих полисов. Рубежом новой эпохи считаются Херонейская битва и конгресс в Коринфе, а это произошло через девять лет после смерти Платона. Политический кризис и попытки найти варианты выхода из него отражены в ряде трудов Платона.

Под именем Платона до нас дошли следующие произведения: речь «Апология Сократа»; 28 диалогов, признанных подлинными, 11 диалогов с нерешенной проблемой авторства; 8 неподлинных произведений; 13 писем (авторство некоторых из них тоже оспаривается). Проблема подлинности и хронологии сочинений Платона остается и по настоящее время нерешенной.

А.Ф. Лосев, автор целого ряда исследований о Платоне, предлагает следующую периодизацию творчества философа.

Ранний период – 90-е гг. IV в. до н. э.: «Апология Сократа», «Критом», «Евтифрон», «Лахет», «Лисид», «Хармид», «Протагор», 1-я книга «Государства». Воспроизводится сократовский метод анализа понятий, делается попытка найти их родовую сущность. Чаще всего берутся понятия, связанные с полисной этикой (благоразумие, дружба, мужество, справедливость).

Переходный период – 80-е гг. IV в. до н. э.: «Горгий», «Менон», «Евтидем», «Кратил», «Гиппий Меньший», «Ион», «Гиппий Больший», «Менексеж» (принадлежность трех последних диалогов Платон оспаривается). Разрабатывается теория идей как некоей субстанции, нормы, существующей сама по себе, например «сама по себе справедливость». Она может быть рассмотрена в чисто логическом плане, без учета конкретных во времени событий, которые лишь соотносятся в большей или меньшей степени с идеей справедливости. В этих произведениях Платон начинает критику досократовских философских школ.

Зрелый период – 70—80-е гг. IV в. до н. э.: включаются диалоги двух групп. К первой относятся «Федон», «Пир», «Федр» и остальные книги «Государства». Развивается учение о самостоятельно существующей субстанциальной действительности идей, определяющих собой и всю материальную действительность. Основой для этого становится учение о космической гармонии, космическом уме и душе. Большое место занимает учение о душе человека. Развертывается теория метемпсихоза. Формируется политическая программа Платона, создается картина утопического государства. В этих диалогах Платон достигает высочайшего литературного мастерства. Ко второй группе диалогов зрелого периода относятся «Теетет», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей» и «Критий». В них дается глубокий анализ других философских школ, углубляется учение о государстве, рассматриваются на этом фоне различные проблемы материального мира.

Поздний период – 50-е гг. IV в. до н. э. и до конца жизни философа: «Законы», «Послезаконие» (авторство «Послезакония» спорно). Наблюдается отход от утопических теорий государства на более реалистические позиции.

Ни в одном из диалогов Платон не развивает свои гипотезы в полном и окончательном виде. Проблемы заявлены, вопросы поставлены, но ответы на них в разных диалогах постоянно корректируются, освещая проблему частично, порой противоречиво.

Нестатичность формы – очень важный жанровый признак диалогов Платона. Древние комментаторы, по свидетельству Диогена Лаэрция, делили диалоги Платона на несколько видов и подвидов, другие, сближая их со сценической трагедией, – на тетралогии и трилогии. При этом важно, что никто не считал их однообразными. Изображение пробуждения мысли, драматического искания истины, блуждания на пути исканий присутствует в каждом диалоге, создает его внутреннюю динамику, вынуждает автора отказаться от какого бы то ни было доктринерства. Оставляя произведение открытым, монологически незавершенным, повторяя это от диалога к диалогу, автор закрепляет открытость как важнейший признак жанра философского диалога.

В наиболее литературно обработанных диалогах Платон создает замечательные сценки афинской жизни, образы философов, Сократа, которому, по мнению большинства комментаторов, приписывает свои взгляды. Сократ в диалогах Платона – по существу новый литературный герой, жизнь которого трагична и героична, но в текстах нет ни мифологизации, ни героизации образа. Сократ изображен так, как он виделся ученику. Автор использует самые разнообразные средства выразительности и стилистические оттенки: рядом с иронией – высокий поэтический трагизм («Федон»), рядом с пародией – риторический пафос («Федр»). Сократ показан в повседневном быту, в кругу друзей, учеников, заезжих софистов, на пиру, за городом, в городе, на суде, в тюрьме. Драма его жизни отражена во всех деталях. Правдоподобие – важнейший способ отражения действительности в диалогах. Это осуществляется на всех уровнях: от темы и проблем, исторической конкретности персонажей до характера реплик, деталей, позы, одежды, обстановки, пейзажа. Доподлинно изображается сократовский индуктивный метод беседы, а оттенки сохранены так, что диалог порой кажется слышимым.

По композиции диалог, как правило, делится на три части: вводную, основное философское рассуждение и заключение. Во вводной части обычно дается описание встречи участников беседы, в заключении – часто ироническое снижение. Композиция может включать в себя вставные эпизоды: пересказ ранее услышанного, описание более раннего поступка, чтение чужой речи но записи, легенду, миф. Для изображения драматизма борьбы мнений и тупиковых ситуаций Платон пользуется приемом перипетии.

Различная стилистическая окрашенность речей в диалогах говорит о величайшем риторическом мастерстве Платона и о большой зависимости от риторики древнегреческой прозы.

Особое место в диалогах занимает миф и мифологический рассказ. В форму мифа часто облечены философские построения («Теетет», «Горгий»), дидактические задачи (миф о загробном странствии Эра в «Государстве»). Миф используется как средство убеждения и воздействия на воображение благодаря поэтичности картины и ее не до конца высказанной глубины («Федон»). Платон прибегает к реконструированию известного мифа, к мифотворчеству.

Противоречия между философскими представлениями о Космосе как Едином и Совершенном, основанном на абсолютной гармонии, и нестабильной, антигуманной структурой общественного строя стали темой постоянных размышлений Платона, послужили основой для учения об идеальном государстве, о воспитании юношества во имя стабильности общества и даже его существования («Государство», «Законы»).

Особое место в модели идеального государства отводится поэзии. Источником поэтического творчества, по традиции, идущей от Гомера, Платон считает божественное вдохновение, состояние, близкое к экстазу, особую одержимость музами («Ион», «Государство», «Законы»). Мастерство для поэта поэтому имеет вторичное значение. Познавательная функция поэзии тоже вторична. На первом месте – эстетический восторг, наслаждение. Для пояснения природы поэзии Платон первым вводит понятие о подражании – мимесис, заимствуя его из терминологии театра. Творчество поэта есть подражание тому, что он видит и чувствует в момент божественного экстаза (знаменитый миф о пещере в «Государстве»). Восприятие божественного индивидуально. Не всегда одинаков и духовный взлет: музы могут лгать. Поэтому к поэзии в идеальном государстве следует относиться осторожно. Что допустить, а что нет, должен решать философ-критик, знающий законы красоты и целесообразности. Например, целесообразны гимны, восхваляющие богов и победителей, потому что они воспитывают с помощью идеальных образов, а песни Гомера, изображающие Богов со всеми человеческими слабостями, в воспитательном плане вредны («Государство»).

Таким образом, эстетика Платона своеобразно сплетает противоречивые, по современным представлениям, понятия: мистический экстаз и практический дидактизм, игру воображения и реальный опыт. Но в мировоззрении Платона это были разные стороны гармонического единого. К тому же концепция государства у Платона подчеркнуто идеализирована, утопична, показывает предельные формы. И сказанное в «Государстве» уже в «Законах» корректируется, потому что постоянное состояние философа – пребывание между знанием и незнанием.

Платонизм оказал сильнейшее влияние на Аристотеля, Плотина, Порфирия и Прокла, всю неоплатоническую школу философии, от которой зависели величайшие теологи средних веков, такие, как Ориген, Августин, и знаменитые философы, к примеру, Боэций. Философия Платона и неоплатоников сформировала мировоззрение ренессансного гуманизма, оказала воздействие на последующую немецкую философию, романтизм и модернизм в искусстве. Александрийский неоплатоник VI в. н. э., последний из комментаторов Платон Олимпиодор рассказал легенду о том, что Платон незадолго до кончины видел сон, будто превратился в лебедя и порхал с дерева на дерево, не поддаваясь птицеловам. Сократик Симмий истолковал этот сон как неуловимость философии Платона для тех, кто захочет ее комментировать, потому что сочинения Платона, как и сочинения Гомера, допускают множество толкований. В этом, видимо, залог влияния Платона на всю философскую, политическую и эстетическую мысль Европы, заимствующую из него в силу исторической и концептуальной необходимости.

Первые переводы из Платона в России появились при Екатерине II, способствовавшей проникновению на русскую почву западной философской мысли. Популяризатором философии Платона выступил журнал Н. Новикова «Утренний свет» (1777—1779). Изучение трудов в университетских курсах имело начало лишь в XIX в. в связи с популярностью философии Шеллинга, с общей тенденцией в русской идеалистической философии сблизить Платона с христианским православным учением. В особенности это получило развитие в связи с широким распространением в России философии Гегеля. Большое влияние оказал Платон на формирование религиозно-философских воззрений Владимира Соловьева. Он был одним из лучших переводчиков диалогов Платона на русский язык. Его перу принадлежит прекрасная статья «Жизненная драма Платона». Н. Бердяев называет Платона в числе своих учителей («Опыт эсхатологической метафизики»). Свою близость к философии Платон подчеркивал и русский философ С.Д. Франк («Душа человека»). Об этом же говорил П. Флоренский («Смысл идеализма»). Огромную роль в распространении философских воззрений Платона в России сыграли труды А.Ф. Лосева: «Эрос у Платона» (1916), «Античный космос и современная наука», «Очерки античного символизма и мифологии», т. 1 (1930), «История античной эстетики» в 8 т.

А. Завьялова, 1997

Ещё о Платоне

 

 

Платон "Диалоги" Платон. Собрание сочинений.

Книги Платона сегодня в библиотеке

Диалоги
Собрание сочинений. Том 1

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки