Основные страницы

▪  Главная

▪  Что нового

▪  Связаться

Беллетрист библиотека. книги
Сегодня в библиотеке

▪  Все авторы

▪  Книгочей

Online Since April, 2001


Беллетрист предлагает

Детективы Триллеры
Приключения
Мистика Фантастика
Проза... Поэзия
Литературные памятники

Мифология

 

Люди и Судьбы
ЖЗЛ
Мой 20 век

 

Мир вокруг нас
Религия
Неведомое
Цивилизация
История войн
Мыслители

 

Справочники
Коллекционер
Вокруг жанра

Библиофилия

 

Беллетрист представляет

Роберт ГРЕЙВЗ (ГРЕЙВС) (Robert Graves, 1895, Лондон - 1985, о. Мальорка)

Роберт ГрейвсАвтор многих поэтических сборников, книг по теории стихосложения, исторических романов, работ по мифологии и теории мифа, мемуарной прозы. Сын известного ирландского поэта А. П. Грейвза, он начал писать стихи в раннем детстве.

Грейвз получил традиционное воспитание в Чартерхаузе - закрытой школе для мальчиков, выходцев из высших классов. Едва окончив школу, Грейвз в 1914 году пошел добровольцем в армию; годы Первой мировой войны провел на фронте, получил тяжелое ранение, подорвавшее его здоровье на всю жизнь и в корне переменившее мироощущение, обрекшее на долгие годы депрессии; неудачная женитьба усугубила душевную драму поэта. В 1929 г. он публикует свою первую прозаическую книгу-исповедь «Простимся со всем этим» (Good-bye to All That); в ней со всей очевидностью проступили главные темы писателей «потерянного поколения»: крушение надежд, ненависть к насилию и агрессии, неприятие жестокого, вероломного мира. После войны Грейвз-поэт мучительно искал выход своему отчаянию, пребывая в конфликте с самим собой и окружающим миром; эти борения и страдания не могли найти выражения в ясном, гармоничном георгианском стихе. Испытывая к тому же и финансовые трудности, Грейвз согласился преподавать в университете Каира (1926), но в 1929 г. перебрался на Майорку (Испания), где написал много книг (прозаических и литературоведческих) в сотрудничестве со спутницей жизни Лаурой Райдинг. В ту пору он создал ряд исторических романов. Наиболее яркие из них - «Я, Клавдий» (I, Claudius, 1934) и «Божественный Клавдий» (Claudius the God, 1934), хроники времен римского императора Клавдия из династии Юлиев-Клавдиев, которые изложены от лица самого Клавдия и прослеживают события времен правления Августа, Тиберия и Калигулы. Клавдий, жестокий, но мудрый император, укрепивший военную диктатуру, имперскую власть, отменивший сенат, выдвигавший на политическую арену «новых людей», привлек писателя как тип правителя-диктатора, парадигма которого не утратила актуальности и для нового времени. Среди прозаических произведений Грейвза особое место занимает роман-притча «Царь Иисус» (King Jesus, 1946) - о Сыне Божьем; наряду с попытками многих теологов, историков и беллетристов «реконструировать» события того времени и сам образ Христа, роман Грейвза явился плодом слияния труда историка-философа с высоким вдохновением поэта. Интерес Грейвза к истокам, питающим поэзию, привел его к глубинным, фундаментальным, художественным исследованиям происхождения мифов, культов и религий. Самой крупной работой в этом плане считается «Белая Богиня» (The White Goddess 1946), которую он называл «исторической грамматикой поэтического мифа». Здесь Грейвз развивает концепцию, согласно которой в основе всех верований далекого прошлого, послуживших источниками религии нового времени, христианства, лежит миф о поклонении Богине. Для него Муза поэзии - богиня жизни и смерти. Она дарует вдохновение и предмет вдохновения, но и спрашивает с Поэта, требуя от него взамен честности, усердия и преданности.

В цикле лекций, прочитанных в шестидесятые годы в Оксфордском университете и объединенных под названием «Искусство и принципы поэзии» (Poetic Craft and Principle, 1967), Грейвз говорит о зловещей власти механического начала в современном бытии. Государство, то есть «политический механизм, опирающийся на силу денег и достижения техники, требует полного подчинения индивидуума... Новый технократический идеал заключается в том, чтобы освободить народы не только от необходимости самостоятельно мыслить, но и от соблазна вырабатывать привычки, несовместимые с равномерным течением рационально устроенной жизни». По мнению Грейвза, его современники интересуются множеством вещей, от космических кораблей до абстрактного искусства, но они, как никогда ранее, «далеки от человечности, от магии любви и простой радости жизни».

Наряду с сочинениями, основанными на греческих и библейских легендах, Грейвз писал рассказы, из которых потом тщательно отбирал лучшие для взыскательных читателей. Рассказы занимательны, остроумны, отличаются неожиданностью развязки, тонкой наблюдательностью, прекрасным пониманием современных нравов и мотивов поступков и отношений. Индивидуальная этика, недоверие к любым общественным мероприятиям, ироническая терпимость к чужой точке зрения, пусть даже наивной, утверждаются во многих рассказах Грейвза.

Сам писатель из всего своего творчества наибольшее значение придавал стихам. Как пояснил сам автор, проза его предназначена для тех, кто бессилен понимать стихи, а поэзия - только для поэтов. Никому больше она не нужна. Продолжая писать стихи практически до конца жизни, Грейвз был беспощаден к своим творениям и лучшим другом называл мусорную корзину. Он ратовал за освобождение поэзии от прагматического здравого смысла и формальной логики, за выбор слов с долгой эмоциональной историей. Больше всего притягивают Грейвза душевные страдания, неминуемые следствия врожденной противоречивости человека. Свои стихи, написанные вразрез с господствующими взглядами и вкусами с единственной целью выразить внутренний мир поэта со всей мыслимой прямотой и искренностью, Грейвз сравнивает с «обрывками образов» (Broken Images).

Добровольная ссылка на Майорку, оторванность от литературной и политической жизни, которой бурлила Европа, позволили поэту целиком погрузиться в творчество, обрести, не оглядываясь на авторитеты и кумиры, свою систему этических и эстетических ценностей. Он выработал собственную оригинальную поэтическую манеру: его стих насытился сложными, таинственными и фантастическими образами, утратил ясность георгианского, но при этом сохранил четкость формы, ироничность и благозвучность. Используя традиционную метрику, он нашел новое в соединении, казалось бы, несоединимого - романтического образа и откровенно заземленного, сексуального начала; чистоты и искушенности; жизнелюбия и принятия неотвратимости смерти. Тем не менее Грейвз - поэт скорее традиционной английской школы, чем модернист-экспериментатор. Его лирика, любовная и философская, вошла в золотой фонд поэзии XX в.

Р. Грейвз "Я, Клавдий". Грейвз "Князь Велизарий". Дом англичанина.

Книги Роберта Грейвза сегодня в библиотеке

Я, Клавдий
Князь Велизарий
Крик

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

 

вверх

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки