Основные страницы

▪  Главная

▪  Что нового

▪  Связаться

Беллетрист библиотека. книги
Сегодня в библиотеке

▪  Все авторы

▪  Книгочей

Online Since April, 2001


Беллетрист предлагает

Детективы Триллеры
Приключения
Мистика Фантастика
Проза... Поэзия
Литературные памятники

Мифология

 

Люди и Судьбы
ЖЗЛ
Мой 20 век

 

Мир вокруг нас
Религия
Неведомое
Цивилизация
История войн
Мыслители

 

Справочники
Коллекционер
Вокруг жанра

Библиофилия

 

Беллетрист представляет

Висенте БЛАСКО ИБАНЬЕС (1867-1928)

В. Бласко ИбаньесВ нашей стране давно знакомы с творчеством испанского писателя Висенте Бласко Ибаньеса. Начиная с 1902 года, когда в России появился первый перевод романа «Хутор», романы, рассказы, публицистические книги писателя неоднократно выходили на русском языке. Этот постоянный интерес к его творчеству определяется не только мастерством писателя, своеобразной художественной манерой, но и его глубоким сочувствием простому человеку, прогрессивной гуманистической позицией.

Выходец из Валенсии, Бласко Ибаньес, закончив юридический факультет, куда он поступил по настоянию родителей, отказывается от адвокатской карьеры и обращается к литературной и политической деятельности. В истории Испании это была мрачная пора: в стране еще по-прежнему царил феодальный деспотизм, становление капиталистического общества шло замедленными темпами, утвердился режим самой чёрной реакции. Однако в восьмидесятых годах нарастает мощная волна возмущения антинародной политикой монархии, широкий размах приобретает рабочее движение. Одновременно в стране ширится республиканское движение, к левому крылу которого примкнул и Бласко Ибаньес. Вскоре он становится лидером республиканского движения в Валенсии. В 1889 году, после раскрытия одного из военных заговоров против монархии, в котором Бласко Ибаньес играл руководящую роль, ему пришлось, спасаясь от ареста, бежать во Францию. Вернувшись через полтора года, он принимается за издание в Валенсии республиканской газеты «Эль Пуэбло». В это время ему всего двадцать четыре года, но за плечами уже солидный опыт политической борьбы.

«Начиная с 1891 года, - вспоминает впоследствии писатель, - моя жизнь была полна всяких происшествий: нередко я участвовал в опасных заговорах и пропагандистских поездках, митингах и судебных процессах. А сколько раз запрещали мою газету - подсчитать немыслимо! Значительную часть времени - дни, недели, месяцы - я провёл в тюрьме. Могу сказать с уверенностью, что треть этого героического периода в моей жизни я либо находился в заключении, либо спасался бегством за границу. Меня арестовывали почти тридцать раз».

Бурную политическую деятельность Бласко Ибаньес в эти годы сочетает с интенсивным художественным творчеством. По-настоящему к литературному труду он обращается лишь с основания газеты «Эль Пуэбло». За десять лег работы в этой газете вышла в свет серия его романов и рассказов, в которых писатель раскрывает различные стороны быта и жизни Валенсии и её окрестностей. При этом он далёк от любования патриархальными нравами. Его волнуют большие общественные проблемы, стоящие перед всей Испанией. В романах «Майский цветок», «Ил и тростник», а также во многих рассказах валенсианского цикла центральным объектом изображения становится жизнь людей труда, социальная несправедливость существующих общественных порядков.

В эти годы пишется и роман «Хутор». Один из прогрессивных испанских критиков назвал это произведение «поэмой о земле, которую человек орошает своим потом и защищает своей кровью». Вспоминая о своей работе над романом, Бласко Ибаньес писал: «Не думаю, что могут быть произведения, которые создавались бы в более бурной обстановке. «Хутор» я писал с двух часов ночи до пяти часов утра в редакции газеты «Эль Пуэбло», завершив хлопотливую работу по выпуску газеты, весьма утомленный беседами с единомышленниками и выступлениями в республиканских клубах... Что за энергия была у меня в то время!»

Первое десятилетие двадцатого столетия в Испании знаменуется мощным подъёмом народного движения. Наряду с аграрными волнениями и республиканскими манифестациями, по стране прокатывается волна стачечной борьбы. Рабочее движение особенно усиливается под влиянием русской революции 1905 года. Бласко Ибаньес в это время знакомится с некоторыми произведениями основоположников марксизма, в своём издательстве выпускает на испанском языке ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса. Внимание писателя привлекают судьбы народных масс, их место в жизни общества.

Однако уже к середине первого десятилетия двадцатого века в духовной жизни Висенте Бласко Ибаньеса намечается глубокий кризис, во многом обусловленный некоторым спадом в революционном движении масс испанского народа. Писатель разочаровывается в целесообразности и полезности политической деятельности, которой он занимался почти двадцать лет. Он не видит реальных результатов парламентской деятельности буржуазных политических деятелей. А по рабочему движению испанских трудящихся нанесён ряд серьезных ударов, и вера писателя в силы народа, в его способность хотя бы в отдаленном будущем •преобразовать мир сильно поколеблена.

Оставаясь на прежних гуманистических позициях, Бласко Ибаньес отказывается в своих последующих произведениях от характерного для социально-тенденциозного романа классового конфликта. В центре писательского внимания оказывается драматическое столкновение между одаренной индивидуальностью и враждебным ей обществом.

Таковы романы «Нагая маха», «Кровь и песок», «Мертвые повелевают». С прежней симпатией рисует в них писатель образы людей из народа.

Определённый след в творчестве Бласко Ибаньеса оставило его четырехлетнее пребывание в Латинской Америке. Он много путешествует по Южной Америке, подолгу живёт жизнью простого пастуха-скотовода, пытается основать на юге Аргентины колонию «Сервантес», чтобы вести там «образцовое хозяйство на кооперативных началах». Но даже огромная энергия, свойственная писателю, не помогла ему выдержать борьбу с капиталистическими банками, развернувшими в это время широкую кампанию по захвату и освоению южных земель. Как большинство социальных утопий, начинание Бласко Ибаньеса не увенчалось успехом. Но появились на свет книга публицистики «Аргентина и её достопримечательности» и повесть «Аргонавты». Был задуман целый цикл южноамериканских повестей, но в мире произошли события, в стороне от которых вряд ли мог остаться любой человек, а тем более писатель с такой острой журналистской реакцией на события современности. В Европе заговорили крупповские пушки. Началась первая мировая война.

Изо дня в день Бласко Ибаньес, живущий в то время во Франции, публикует корреспонденции с фронта, которые позднее составили многотомную «Историю европейской войны». В них писатель не поднимается до оценки войны как империалистической бойни. Его симпатии на стороне Антанты. Шовинистические настроения нашли отражение и в его романах «Четыре всадника Апокалипсиса», «Наше море» и «Враги женщин». Однако в них есть впечатляющие описания ужасов войны, осуждение её бесчеловечной сущности.

С первых дней Октябрьской революции писатель решительно выступает в защиту молодого Советского государства. Вместе с другими крупными представителями западноевропейской интеллигенции он в годы гражданской войны подписывает воззвание с протестом против иностранной военной интервенции. Вместе с тем он имеет весьма недостоверное представление о том, что происходит в нашей стране после революции, его пугает провозглашенная нашим государством «железная диктатура пролетариата». Об этом он пишет в новеллах «Старик с Английского бульвара» и «Пожирательница», хотя русская эмиграция на Западе изображается им с иронией и без всякого сочувствия.

В 1924 году испанская реакция, стремясь раздавить растущее движение рабочего класса, поставила у власти фашистского диктатора Примо де Риверу. Бласко Ибаньес в своих публицистических выступлениях решительно и горячо разоблачает антинародную сущность этого режима. Он снова вынужден покинуть Испанию, куда вернулся после войны, и эмигрировать во Францию.

В годы эмиграции он пишет около десяти романов, в том числе «Земля, для всех», «Королева Калафия» - по южноамериканским материалам. Романы «Его морское святейшество», «У ног Венеры», «Рыцарь девы» и другие написаны на историческую тему.

Среди произведений этого периода наибольший интерес представляет роман «В поисках Великого Хана». Писатель внимательно изучал все доступные ему материалы, знакомился с документами, относящимися к первым экспедициям Колумба. Именно в ходе этих исследований возникла у него мысль создать патриотическое произведение, утвердив за испанцами славу первооткрывателей Нового Света. Одновременно перед ним вырисовывалась личность Колумба, совершенно не похожая на тот идеальный образ, который преподносился на протяжении столетий официальной историографией.

Висенте Бласко Ибаньеса не стало в 1928 году. Он оставил в своем творческом наследии, кроме романов и книг публицистики, ещё и рассказы, многие из которых являются как бы эскизами, зарисовками, набросками будущих романов. Есть среди них и вполне самостоятельные миниатюры, в том числе и на морские темы.

Творчество Бласко Ибаньеса органично вошло в число ценностей прогрессивной мировой литературы, является национальным достоянием испанского народа, пройдя с честью проверку временем.

Н. Волгина

"Испанские повести и рассказы". Аларкон "Треугольная шляпа". Бласко Ибаньес "В поисках Великого Хана".

Книги Бласко Ибаньеса сегодня в библиотеке

Новеллы
Кровь и песок
В поисках Великого Хана

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

 

вверх

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки