Оскар УАЙЛЬД (Oscar Wilde, 1854 — 1900)В исповеди «Из бездны» Оскар Уайльд собственноручно подводит краткий итог своим достижениям: «Боги даровали мне почти все. Я обладал талантом, известным именем, высоким общественным положением, блеском, интеллектуальной смелостью: я сделал искусство философией, а философию искусством; я изменил людские умы и цвета предметов; я не сказал и не сделал ничего, что не заставило бы людей дивиться; я взял драму, самую объективную форму из всех известных в искусстве, и сделал ее столь же личным средством выражения, как лирика или сонет, и в то же время увеличил ее масштабы и обогатил персонажи; драма, роман, поэма в стихах, поэма в прозе, остроумный или фантастический диалог – все, к чему я прикасался, становилось прекрасным в новом проявлении красоты; самой истине я придал то, что ложно, в неменьшей степени, чем то, что истинно, как владение, принадлежащее ей по праву, и показал, что ложь и истина – всего лишь формы интеллектуального существования. Я трактовал искусство как высшую реальность, а жизнь – как всего-навсего вид художественной прозы; я пробуждал воображение своего века так, что оно создало обо мне миф и легенду; я резюмировал все учения в одной фразе и все существование – в эпиграмме».
Однако этим рассказ не исчерпывается. Уайльд с уверенностью писал о своем вкладе в искусство и культуру, будучи узником Редингской тюрьмы, отбывая двухлетнее заключение в камере площадью тринадцать на семь футов, по обвинению в гомосексуализме. То, что боги даровали ему, они же и отняли, и стремительное, как полет метеорита, восхождение Оскара Уайльда завершилось трагическим падением в бездну позора. Вероятно, никто из писателей, за исключением Байрона, не пожинал такую бурю славы, восторгов, не познал такой славы, как Оскар Уайльд, и не давал примера столь же горькой участи художника, величайшим творением которого была сама жизнь. Его карьера так тесно переплетена с его личным становлением и легендой о нем, что собственно произведения Уайльда по роковому предопределению стали чем-то вторичным. Уайльд сам заявлял: «Я вложил свой гений в жизнь, а в творчество – только мой талант». Дар Уайльда, создателя поэзии, рассказов и эссе, романиста и драматурга, не вызывает сомнений; он – ключевая фигура эстетизма, чья жизнь и творчество позволили коренным образом переосмыслить направление и задачи искусства. Уайльд сделал целостность и независимость воображения художника сущностью его выражения, отметая критерии любого более узкого нравственного стандарта или набора условностей. Благодаря этому Уайльд раздвинул границы литературы и переосмыслил роль и обязанности художника. Парадокс, этот краеугольный камень искусства Уайльда, также является определяющим элементом его жизни, начинаясь с его ирландских корней. Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллз Уайльд как художник все же родился в Дублине, а не полностью сформировался в кофейнях Лондона, как это может показаться. Его отец был знаменитым хирургом и окулистом, лечившим королеву Викторию и основавшим отоларингологическую больницу. В 1864 году он получил дворянский титул. Мать Уайльда была ирландкой, дочерью адвоката, обладавшего литературными наклонностями и бывшего ярым националистом. Она пользовалась известностью как автор поэм и патриотических воззваний, публиковалась под псевдонимом «Сперанца» («Надежда»). В 1848 году, после появления одной из ее статей, призывавшей ирландцев к восстанию, газету, в которой она была напечатана, закрыли, а Гэвина Даффи, лидера партии «Молодая Ирландия», обвинили в подстрекательстве и предательстве как ее предполагаемого автора. Во время суда мать Уайльда встала, чтобы заявить о том, что автором статьи является она, и обрела славу национальной героини. Ее второй сын, Уайльд, был любимцем матери, на него она возлагала особые надежды. В десятилетнем возрасте Уайльда отправили в Порторскую королевскую школу в Эннискиллене. Уайльд был рослым, неуклюжим, мечтательным юношей, недолюбливал спорт, но много и жадно читал. В 1871 году он поступил в Тринити-колледж в Дублине, изучал классическую литературу, а в 1874 году отправился в колледж Святой Магдалины в Оксфорд – это событие стало, по признанию самого Уайльда, первым из двух поворотных пунктов в его жизни (вторым было тюремное заключение). В Оксфорде на Уайльда оказали заметное влияние два профессора, у которых он учился, – Джон Рескин и Уолтер Патер. От Рескина Уайльд узнал о несоответствиях между искусством и современной английской жизнью и необходимости объединить их. У Патера, у которого в «Истории Ренессанса» (1873) была выдвинута идея, что первейшей и главной целью художника является развитие и усиление способности человека воспринимать красоту, Уайльд перенял образ жизни и эстетские убеждения. Он предпринял своего рода провокационное паломничество в поисках красоты и самореализации, как артист, что прячет свои истинные чувства под кричащими нарядами, скрывая серьезность своих намерений за кривлянием и позерством праздного денди и оскорбительными для добропорядочных буржуа высказываниями типа: «О, если бы я был достоин своего китайского фарфора!» В 1878 году, после завершения учебы, Уайльд отправился в Лондон, заявив: «Я буду поэтом, писателем, драматургом. Так или иначе, я стану знаменит, а если и не знаменит, то печально известен». Вскоре его имя начало ассоциироваться с эстетским течением и пестрым сборищем художников и идей, что бросали вызов викторианским условностям, стремились к искусству ради искусства, а его критерием считали красоту, а не нравственность. Основным наследием эстетизма, особенно для литературного модернизма, стало его обостренное внимание к мастерству как таковому и вызывающее пренебрежение к любой более широкой общественной или этической роли самого искусства или художника. Как утверждал Уайльд в «Упадке лжи», «искусство принимает жизнь в качестве необработанного материала, воссоздает его и придает ему новые формы, будучи абсолютно равнодушным к фактам, изобретениям, вымыслу, сновидениям, и воздвигает между собой и реальностью непроницаемую преграду красивого стиля, декоративной или идеальной трактовки». В начале 80-х годов своей сомнительной известностью представителя эстетизма Уайльд был обязан скорее своим шокирующим туалетам и остроумию, нежели произведениям. Как предполагаемому прототипу персонажа Реджинальда Банторна из комической оперы Гилберта и Салливана «Терпение», знаменитому своей рекомендацией прогулок «по Пиккадилли с маком или лилией в закованной в средневековую латную рукавицу руке», продюсеры постановки помогли Уайльду в организации цикла лекций в Америке, чтобы создать рекламу перед началом нью-йоркского сезона. Слава Уайльда выросла прежде всего благодаря его неистощимому запасу афоризмов и смелых парафразов общеизвестных истин. В 1884 году Уайльд женился на Констанс Ллойд, дочери барристера-ирландца, с которой произвел на свет двух сыновей. Как это ни парадоксально, в особенности учитывая вскоре разразившийся в семье скандал ввиду его гомосексуальных наклонностей, Уайльд любил жену, отвечавшую ему взаимностью, и обожал детей. К тридцати годам Уайльд опубликовал всего один сборник стихов и несколько неудачных пьес. Чтобы увеличить доходы, он стал литературным и драматическим критиком, а также редактором журнала «Женский мир», для которого он писал рассказы. Самые популярные рассказы Уайльда, часть которых стала классикой детской литературы, были изданы в 1888 году в сборнике «Счастливый принц и другие сказки», а в 1890 году Уайльд опубликовал отдельными выпусками роман «Портрет Дориана Грея». За ним последовало создание ряда критических очерков, а в 1892 году, после публикации «Веера леди Уиндермир», Уайльд принялся за работу над серией из четырех комедий. В 1895 году издание этой серии завершилось его комическим шедевром «Как важно быть серьезным». Постановка поэтической драмы Уайльда «Саломея», написанной по-французски и предназначенной для Сары Бернар, в Лондоне была запрещена, однако в 1894 году ее опубликовали с чувственными иллюстрациями Обри Бердсли. В то время, когда Уайльд находился в зените славы и создавал свои лучшие произведения, его близость с лордом Альфредом Дугласом, третьим сыном восьмого маркиза Куинсберри, привела к одному из самых шумных процессов XIX века. Маркиз, взбешенный взаимоотношениями Уайльда и своего сына, оставил в клубе Уайльда карточку, адресованную «Оскару Уайльду, известному содомиту [sic]». Уайльд подал на маркиза в суд за оскорбление, но проиграл. Доказательства в виде похищенных писем и проституток мужского пола, представленные адвокатами маркиза, привели к тому, что Уайльда обвинили в содомии и приговорили к двум годам тяжелых работ. Мир Уайльда рухнул, но этот опыт способствовал созданию двух его величайших произведений – «Из бездны», письма-исповеди из Редингской тюрьмы лорду Дугласу, и поэмы «Баллада Редингской тюрьмы» (1898), в которой говорится о казни убийцы. Освобожденный из тюрьмы в 1897 году, Уайльд незамедлительно и навсегда уехал из Англии во Францию, где умер в Париже в 1900 году. Несмотря на его патетический и жалкий конец, а возможно, именно благодаря ему, Уайльда впоследствии чуть ли не канонизировали как мученика, павшего в борьбе за сексуальную свободу и свободу творчества. Его пьесы, художественную прозу и эссе продолжают читать и ставить на сцене, но причиной его длительного и заметного влияния стало скорее его мировоззрение, которое преобразило суть взаимоотношений между искусством и зрителями, привело к переосмыслению роли художника в обществе, и подобные взгляды существуют и по сей день. Уайльд считал искусство не зеркалом, а завесой, за которой художник открывает красоту и всеобщие истины благодаря своему воображению. Для Уайльда «истина в искусстве – единство предмета с самим собой; внешнее выражает внутреннее: душа получает свое воплощение; тело преисполняется духа». В пику реализму и стремлению натуралистов изображать жизнь с документальной точностью он предлагал противоположный путь к духовному и символическому, альтернативную силу искусственности и формальному замыслу, способствующую приближению часа битвы за современные способы выражения чувств и мыслей. Дэниел Берт Книги Оскара Уайльда сегодня в библиотеке |
ИНДЕКС:
Беллетрист представляет |
А
Б В
Г
Д Е
Ж З
И
К Л
М Н
О
П Р
С Т
У
Ф Х
Ц
Ч Ш
Щ Э
Ю Я
|