Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Владимир Александрович СОЛЛОГУБ (1813 — 1882)

В. СоллогубСоллогуб (граф Владимир Александрович) – известный писатель, внук литовско-польского вельможи, переселившегося в Россию. Соллогуб получил тщательное домашнее воспитание на французский лад, подолгу живал за границей. Учился в Дерптском университете, где окончил курс в 1834 г. Поступив на службу в министерство иностранных дел, он некоторое время состоял при венском посольстве, затем перешёл в министерство внутренних дел, в 1850 г. служил на Кавказе, в 1870 г. был председателем комиссии по преобразованию тюрем, в 1877 г. находился при главной квартире Государя Императора для составления «Дневника Высочайшего пребывания за Дунаем» (СПб., 1878).

В общем он, несмотря на огромные связи и некогда большое богатство, карьеры не сделал. Интересы литературно-артистические в нём преобладали, чему содействовали также родственные отношения с известным музыкальным домом графа Виельгорского. Соллогуб был добрый человек, отзывчивый на чужое горе и искренно радовавшийся чужому заслуженному успеху. Свободный от великосветских предрассудков, он одновременно был желанным гостем в аристократических гостиных, где его любили как интересного собеседника и устроителя спектаклей и увеселений, и вместе с тем был своим человеком в кружках молодых писателей, группировавшихся около «Отечественных Записок» времен Белинского.

В литературной деятельности своей Соллогуб до известной степени являлся симпатичным дилетантом, более скользя по поверхности затрагиваемого сюжета, чем углубляясь в его сущность. Выступил он на литературное поприще с повестями «Два студента» и «Три жениха» в «Современнике» в 1837 г., а в 1839 г. появился в обновленных «Отечественных Записках» с «Историей двух калош». Повесть имела чрезвычайный успех. Подкупал не только талант рассказчика, но и теплота чувства и трогательность сюжета – история разбитой житейскою прозою артистической жизни. Симпатичные лица повести – артисты и немцы-ремесленники, несимпатичные – люди большого света. Из других повестей имели успех «Аптекарша» (1841), «Медведь» (1843) и особенно «Большой Свет» (1840), повесть «в двух танцах». Во всех этих произведениях большой свет неизменно выводится со стороны своей пустоты и мишурности, а люди среднего сословия – со стороны своей преданности чувству долга и искренности чувства. Сатира, однако, не глубока, и известное внутреннее преклонение перед «настоящим» большим светом сквозит и сквозь отрицательное отношение автора к изображаемой среде. В 1845 г. Соллогуб издал отдельною книгою, с политипажами, наиболее известное из своих произведений – «Тарантас» (первые 7 глав были напечатаны в «Отечественных Записках» 1840 г.).

Это талантливая, но довольно странная смесь беллетристики и публицистики, перемешанный длинными рассуждениями рассказ о поездке из Москвы в село Мордассы захолустного помещика старого закала и молодого человека, только что вернувшегося из-за границы. Последний вывез из долгих шатаний по Европе не желание завести у нас европейские порядки, а напротив того, славянофильствующее преклонение пред русскою «самобытностью». Автор насмешливо относится к обоим героям, которые в своем путешествии сталкиваются с целым рядом тонко обрисованных представителей захолустной жизни. Белинский посвятил «Тарантасу» большую сочувственную статью, в которой, впрочем, придал авторским намерениям значительно большую определенность и окрашенность. В 1845—46 гг. Соллогуб издал сборник «Вчера и Сегодня» (2 т.), в 1850 г. поставил на сцену известнейший водевиль свой «Беда от нежного сердца». Настроение «обличительной» эпохи, наступившей после севастопольских неудач, не миновало и впечатлительного Соллогуба. Отзывчивый на всё модное, писавший водевили даже на такие «современные» темы, как царившая одно время в Петербурге мода на мыльные пузыри, Соллогуб в 1856 г. написал «Чиновника», в котором главный герой Надимов патетически восклицал: «Крикнем на всю Русь, что пришла пора вырвать зло с корнями». Пьеса имела шумнейший успех, но это свидетельствовало больше о настроении общества, жадно ловившего всякий намёк на обновление отжившего строя, чем о достоинстве пьесы и глубине замысла. Люди, умеющие разбираться в литературных явлениях, тогда же увидели внутреннюю фальшь и пустозвонство Надимова. «Чиновник» был скоро забыт, и не меньший успех, чем пьеса, имел едкий и блестящий разбор её, напечатанный Н.Ф. Павловым в «Русском Вестнике» в 1857 г. Насмешливо отнёсся к внешней прогрессивности Надимова и Добролюбов ( «Сочин.», т. II). «Чиновник» был последним из произведений Соллогуба, обратившим на себя внимание публики. После этого он редко и появлялся в печати (главным образом с воспоминаниями о Пушкине, Гоголе, Вяземском, Одоевском и др.). После его смерти был напечатан роман «Через край» (в «Нови», 1885) и «Воспоминания» в «Историческом Вестнике». Беллетристические сочинения Соллогуба изданы в 5 тт., в 1855 – 56 гг. (СПб.)

С. Венгеров.
Энциклопедический словарь. – СПб., 1900, т. ХХХА.

 

Петербургские страницы воспоминаний графа Соллогуба

Книги Владимира Соллогуба сегодня в библиотеке

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки