Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Юрий Витальевич МАМЛЕЕВ (1931 — 2015)

Юрий Мамлеев.Нынешней весной (2000 г.) Юрию Мамлееву торжественно вручили очень престижную международную Пушкинскую премию, учрежденную Фондом Альфреда Топфера при участии Международного ПЕН–клуба.

Юрий Витальевич, вы ни по настроению, ни по интонации не совпадаете с Пушкиным. Знаю недоумевающих литераторов: почему "кафкианцу", автору "Черного зеркала" и "Шатунов" дают Пушкинскую премию?

– Премию мне дали за создание литературного направления – условно, метафизического реализма. Самые разные поэты и писатели причисляют себя к моим ученикам. Здесь и Сорокин, и Пелевин до известной степени...

По определению "Плейбоя", вы с Сорокиным и Пелевиным, перестали шакалить по задворкам серебряного века и переквалифицировались в управдомы. Вас называют реальными писателями для реальных людей. У каждого из вас своя читающая публика. Вы не соревнуетесь в популярности?

– Это отсутствует. Я радуюсь успеху талантливых писателей. "Поколение П" Виктора Пелевина произвело на меня достаточно сильное впечатление. В нем соединение интеллектуализма и острого сюжета.

Вас не шокирует публикация ваших рассказов в "Плейбое" в окружении обнаженных топ–моделей?

– Набоков тоже публиковался в "Плейбое". А что касается обнаженных женщин, красота меня не шокирует.

Вас трудно поймать в Москве, вы в постоянном перемещении по Европам и Америкам. Где ваш дом?

– Получается, что во Франции и в России. Веду обычный европейский образ жизни, как некогда Тургенев. Многие писатели Запада часто живут как бы в двух мирах – в Америке и в Европе.

В Париже у вас собственная квартира?

– Разумеется, есть небольшая двухкомнатная. Говорят, у нас там все по–русски. Был такой случай: мой роман "Шатуны" во Франции сопровождался большой прессой. Пришли ко мне молодые журналисты из журнала "Актюэль". Открываю дверь и читаю на их лицах удивление, даже смятение. Уже после интервью, смеясь, они признались в том, что после "Шатунов" предполагали: выйдет к ним лохматый автор романа с топором, страшный, дикий, как герой романа. Вдруг они увидели нормального человека и нормальное, удобное жилье. Действительно, творческое "я" и человеческое "я" автора часто не совпадают. Это разные личности.

Как вы оказались в эмиграции?

– Весь наш круг нонконформистов был под наблюдением, и высылка проходила своеобразно. Нашему отъезду не чинили препятствий, достаточно было подать какое–нибудь заявление о родственниках, якобы живущих за границей.

Вы с ходу попали в Париж?

– Нет, нас приютила Вена. Процедура нашего переезда в Штаты заняла месяцев шесть. Благодаря участию слависта Жоржа Гибиана мы оказались в городе рядом с Канадой, в университете Cornell University, где заведовал кафедрой славистики Гибиан и где когда–то преподавал Набоков и написал свой роман "Пнин". Мы попали в набоковскую атмосферу, хотя сам Набоков в это время уехал в Швейцарию.

Кажется, вы успели там обзавестись домом?

– Да, у нас был очень красивый особнячок и машина. Водила ее жена Маша. Из–за рассеянности я не могу сесть за руль.

И почему вы рискнули выбраться из американского достатка в Париж?

– Маленький русский Париж составляли многие наши друзья – Михаил Шемякин, Владимир Максимов, Олег Целков, Оскар Рабин. Переехать в Париж не так–то просто. Нам очень помог Ренэ Тавернье, президент французского ПЕН–клуба, поскольку отнесся благосклонно к моим книгам.

Юрий Витальевич, я была удивлена вашими дворянскими корнями.

– Мой отец – из рода пензенских помещиков. У меня сохранились фотографии моих предков. Один из них, хан Мамлеев, отличился на войне 1812 года. И царь пожаловал ему русское дворянство.

Постоянно общаясь со своими мрачными персонажами, вы большой грех берете на душу. У вас как в притче: муж грешит, а жена грехи замаливает?

– Вы, очевидно, греховность моих героев переносите на меня? Прежде всего большинство моих произведений – это не реализм. К моим персонажам нельзя относиться как к героям реалистической прозы. Мои рассказы – сплав метафорики, метафизики и символики. Вспомните сказки многих народов – они на самом деле символически изображают странствия человека по загробному миру. Я же взял не форму сказок и легенд, а форму традиционной прозы. Очевидно, это может ввести в заблуждение; это символическое и метафорическое путешествие по аду. Вспомните картины Иеронима Босха и его персонажи. Ему можно, а мне нельзя?

Продолжим путешествие вместе. Ваш рассказ "Свадьба" со смертью жениха и явлением странного мужика "недоступного роста", воскрешение новобрачного трупа – вся атмосфера рассказа пропитана алкоголем. Вы этим делом не грешили в молодости?

– Конечно, грешил, как и многие. Один эмигрант в Америке признался: "Всем хорошим в себе я обязан водке". Выражение классическое. У нас пила вся страна.

А сейчас пьет вся страна минус Мамлеев, который совсем в рот спиртного не берет.

– Для нас алкоголь был тогда одним из способов психологической защиты от давления ситуаций. К сожалению, потом это зло затягивает. Вовремя остановиться – вот в чем была проблема.

В ваших рассказах часто действуют странные мертвецы. Люди живьем ложатся в гроб – ради познания. Вы не устали от их постоянного присутствия за вашим письменным столом? Ваша проза перенаселена странными существами.

– А у Гоголя?

Но у него столько светлого! И язвительный смех Гоголя спасителен. От похождений ваших персонажей стынет кровь в жилах.

– Общая ситуация в 60–е годы оказалась таковой, словно мы, то есть наша группа, были выброшены в космическое пустое поле. Наш круг "На Южинском" постоянно жил с ощущением атеистического террора. Не только в СССР, но и во всем мире царила бездуховность, разрыв с традициями. Экзистенциалисты раньше других ощутили пустоту мира – Камю, Кафка, один из любимейших моих писателей. Из этой космической, какой–то метафизической пустоты надо было выбираться своими силами. Человек брошен был, как ребенок, один в море – барахтайся! И выбирайся сам! Естественно, у нас возникал интерес к смерти, как к факту необъяснимому.

Юрий Витальевич, метафизический интерес к потустороннему миру, к смерти у простого обывателя не выражен столь явно. Он пьет до потери сознания, потому что его обыденная жизнь тосклива, тошнотворна. Он пьет от собственной беспомощности. Обычно философствуют о смерти группы любителей потрепаться и поймать кайф, копаясь в житейских отходах.

– И обыватели, и салонные трепачи заблуждаются.

Наверно, самый страшный рассказ Мамлеева "Удовлетворюсь!". С поеданием мяса новопреставленного. Пьющие и философствующие женщины и мужчины решают у вас вечный вопрос: что есть смерть? Какая мысль вам здесь светила, которую читатель ухватить не может?

– Дело в том, что все мои значительные произведения основаны на гротеске – по старинной русской традиции. Этот рассказ – как раз типичная иллюстрация метафорического изображения ада, о котором я уже сказал. Никто не удивляется, что Баба Яга поедает детей, пьет чужую кровь и так далее. Никто же не считает, что это клевета на бабушек. Состояние отчаяния в жизни подталкивает человека к чему–то сверхвозможному, что в писательском изложении принимает форму гротеска. Разве вы или кто–то другой постиг темные стороны души? Тайные, скрытые стороны человеческого сознания – вот что меня интересует! Отсюда гротесковость в ситуациях, невероятность слов и поступков персонажей. В одной из рецензий на Западе писали, что у меня, как у Достоевского, есть способность проникать в ночную сторону человеческой души, из этой ночной стороны путем интуиции творить человеческий характер. Я вытаскиваю то, что человек сам о себе не знает. Мой гротеск – на то зло, которое таится в человеке. Само изображение зла не есть зло. Только познавши эти темные, страшные закоулки своей души человек может от этого зла освободиться.

Если он, конечно, испытает катарсис прозрения.

– Я изображаю зло отстраненно, не оценивая, плохо это или хорошо. У всех моих персонажей ощущается любовь к бытию. Благодаря этому произошла одна странная вещь: это было за границей, два молодых музыканта–эмигранта решились на отчаянный шаг – покончить жизнь самоубийством. Случайно или нет, но они прочли мой роман "Шатуны". И отказались от задуманного – им захотелось жить. Были случаи и не такого экстремального характера. Но многие мои читатели воспринимали подтекст как противоположность гнету смерти. К ним возвращалась любовь к бытию. Почему у людей возникает интерес к смерти? Потому что им кажется, что это конец бытия. В моих рассказах присутствует тоска по бессмертию. В Средние века говорили: "Мементо мори" – "Помни о смерти". Смерть надо победить. Смерть – это дорога к бессмертию. Я изображаю современный мир как ад. Есть тип моих героев, в которых монстр присутствует как видимость. Эти люди, особенно в "Шатунах", хотят найти ответы на вопросы, выходящие за пределы разума. Поэтому они как–то сдвинулись, обезумели; они вошли в запретную для человека зону.

Испытываете ли вы иногда приступы тоски?

– Нет, депрессий у меня не бывает никогда.

Андеграундный Мамлеев когда–то обронил фразу "сексуальный мистик". Как понять это?

– Это началось в Южинском переулке, в среде художников. Там бывали художники Анатолий Зверев, Лев Кропивницкий, Саша Харитонов, поэт Генрих Сапгир и Веничка Ерофеев. Художник Володя Кавенацкий выпускал стенгазету "Сексуальный мистик" и резвился вовсю – рисовал пером ангелочков и разные сценки. Жили мы тогда в коммуналке. Наши соседи, бывало, зайдут, посмотрят в испуге и разойдутся. А напротив жил милиционер, он приставал к Володе и ко мне: "Почему вы голых баб рисуете?" За голых баб он принимал гробы, которых Володя изображал в форме летящих дев. Вот откуда идет этот сексуальный мистик и наша сюрреалистическая игра.

Да, ваши персонажи – те еще "сюрики". С кем они только не хотели совокупляться!

– Это гротеск на сексуальные влечения. Это тот же ад.

Вы слегка посмеиваетесь над читателями?

– Никогда! Я беспристрастен. Читатель не ребенок. Это его дело – разбираться во всем, смеяться или досадовать.

В произведениях Мамлеева встречаешь и знание привычек бомжей, спившихся бродяг, можно подумать, что вы лазали по темным углам заброшенных домов и грязных помоек Нью–Йорка. Вам приходилось общаться с тамошним дном?

– Конечно, я многое видел. Но огромна роль интуиции. Заметишь в метро человека, встретишь его взгляд, и уже включается интуиция. Она угадывает и его проблемы, и его характер. И уж, конечно, где он спит по ночам. В публицистике, в статьях своих, я совсем другой – более консервативный, защищаю русские ценности и православие.

Мне почему–то кажется, что среди ваших друзей больше художников, чем писателей.

– Друзья–художники были и нашими первыми читателями. У Михаила Шемякина есть целый цикл великолепных рисунков к моим рассказам.

Если бы Мефистофель или какой–то другой посланец Сатаны захотел овладеть вашей душой, что потребовали бы вы взамен?

– Ни от Мефисто, даже от самого Сатаны не желаю ничего. Полный отказ! Считаю, что это слишком мелкие персонажи, чтобы обращать на них внимание. Истинные бездны хранятся в Абсолюте. В Боге.

В семье Мамлеевых обожают рыжую кошку–персиянку Мисюсь и рыжего маленького колли сэра Лоренса, а попросту Ларри. Пес и кошка иногда путешествуют с ними за границу. В них Юрий Витальевич обретает покой. Они – полная противоположность нашей сумасшедшей жизни и тем героям, которые занимают воображение писателя.

Наталья Дардыкина
8 июля 2000 г. "Московский комсомолец"

 

/ Писатель умер в октябре 2015 года.

Мамлеев родился в Москве в 1931 году, в 1956 году закончил Московский лесотехнический институт по специальности инженер. До 1974 года Мамлеев преподавал математику в вечерних школах, одновременно занимаясь литературной деятельностью. В 1974 году писатель переехал в США, а спустя девять лет – в Париж. После распада Советского Союза он вернулся в Россию.

Среди самых известных работ Мамлеева – романы «Шатуны», «Другой», «Мир и хохот», «Крылья ужаса» и «Блуждающее время». Писателя называют основоположником литературного течения «метафизический реализм». /

 

 

 

Ю. Мамлеев "Задумчивый киллер". Мамлеев "Избранное"

Книги Юрия Мамлеева сегодня в библиотеке

Задумчивый киллер
Избранное

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки