Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769/1768, Москва — 1844, Санкт-Петербург)

И. КрыловИмя великого русского баснописца Крылова стоит в ряду имен любимых народом поэтов, основоположников русской литературы. На них воспитывались и воспитываются многочисленные поколения.

Басни Крылова приобрели мировое признание. В них сочетается суровая правда с глубокой мыслью и живописностью языка. Краткие и меткие крыловские изречения давно перешли в пословицы и поговорки, стали народным достоянием еще при жизни баснописца.

Слава баснописца во многом оттеснила в нашем восприятии Крылова – драматурга, прозаика, лирика. Тем не менее произведения Крылова конца XVIII века представляют выдающийся интерес. Наряду с Радищевым, Новиковым, Фонвизиным молодой Крылов является одним из наиболее значительных представителей сатирического направления в русской литературе второй половины XVIII века.

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля ст. ст. 1769 года (по другим сведениям: 1768 г.) в Москве, в семье скромного армейского офицера, выслужившегося из низов до капитанского чина. Андрей Прохорович Крылов через несколько лет после рождения первенца вышел в отставку, поселился в Твери и поступил там на службу в городской магистрат. Он умер в 1778 году, и вдова его с двумя сыновьями оказалась в безысходной нужде. По обычаям того времени, будущий баснописец еще с восьми лет был «записан» на мелкую чиновничью должность. Но после смерти отца ему пришлось поддерживать семью и уже фактически поступить «подканцеляристом» в тот же тверской магистрат, где служил его отец.

Служба в магистрате познакомила Крылова с мрачными нравами провинциальных судов, с злоупотреблениями и взяточничеством чиновников.

В 1783 году Крылов с матерью и братом перебрались в Петербург. Здесь он поступил на должность канцеляриста в Казенную палату и служил в ней около четырех лет.

Крылов рано начал литературную деятельность. В четырнадцать лет он написал свою первую комедию «Кофейница». В «Кофейнице» уже явственно проявилась антидворянская, демократическая настроенность юного автора. Эта пьеса так и не увидела света.

В Петербурге Крылов увлекся театром. Театр вырвал его из круга мелкой приказной среды, сблизил с миром артистов и литераторов. Вслед за «Кофейницей» были написаны комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники», осмеивающие развращенность и духовное убожество представителей дворянского общества.

Крылов сложился как писатель в последнюю четверть XVIII века. Начало этого периода ознаменовано было могучим народным восстанием против крепостнических порядков – крестьянской войной 1773—1775 годов под предводительством Пугачева. Последовавшее вслед за усмирением восстания усиление правительственной реакции не смогло сломить оппозиционных настроений в русском обществе. Новый расцвет сатирических журналов, появление комедий Фонвизина и прежде всего деятельность писателя-революционера Радищева знаменовали зрелость общественной мысли, рост освободительных и демократических идей.

С самого начала своей литературной деятельности Крылов выступает с демократических позиций. Он на стороне простых тружеников и против вельмож и дворян, развращенных праздностью, живущих за счет крепостных. Уже на первых порах он столкнулся с недоброжелательством дворянско-аристократических кругов: его пьесы решительно отвергались.

Неудачи на театральном поприще не обескуражили Крылова. Он сближается с передовыми людьми того временя, членами Общества друзей словесных наук, с вольнодумцем-вольтерианцем И. Рахманиновым, издававшим журнал «Утренние часы». В этом журнале Крылов поместил в 1788 году оду «Утро».

При помощи Рахманинова Крылов с начала 1789 года приступает к изданию сатирического журнала «Почта духов», который продолжил традиции новиковских журналов «Живописец» и «Трутень», обличавших с просветительских позиций пороки господствующего строя. «Почта духов» появилась годом раньше радищевского «Путешествия», но она была проникнута тем же критическим пафосом, направленным против деспотизма, против крепостничества, что и произведение Радищева, хотя и не содержала его революционных идей и призывов.

«Почта духов» – журнал одного автора. Вернее, это даже не журнал в современном смысле этого слова, а ряд фельетонов, своего рода сатирический роман. Из переписки различных «духов» с таинственным философом Маликульмульком перед читателем возникает яркая картина светского общества с его пороками и лицемерием, с его нравственным распадом и социальной несправедливостью.

Через все письма проходят две сюжетные линии – история женитьбы «петиметра», мота и развратника, графа Припрыжкина и события, происходящие в подземном царстве Плутона и подводном царстве Нептуна, своего рода пародия на совершающееся на земле. Это комическое изображение нравов светского общества, перенесенное в подземный мир теней, в котором кипят те же страсти, господствуют те же пороки, создает «остраненный» комический эффект.

Корреспонденты Маликульмулька – «духи», невидимые для людей – всё видят и всё наблюдают. Поведение людей они расценивают как безнравственное и смешное. В сущности, «духи» выражают взгляды самого автора, за ними стоящего и анализирующего явления жизни с точки зрения философа-просветителя.

Просветительская позиция писателя обусловливает и самый метод художественного изображения. Сатира Крылова сохраняет дидактическую, морализирующую тенденцию, прямую авторскую оценку как основную черту, свойственную просветительскому реализму. Эти особенности творческого метода скажутся и в его баснях.

Печатью рационалистической отвлеченности отмечены и творческие принципы Крылова, автора сатирических писем и повестей. Он показывает не столько характеры и живые образы, сколько фигуры, олицетворяющие те или иные пороки. Отсюда и обязательные для сатирической литературы XVIII века названия-фамилии персонажей, подобно этикеткам, обозначающие их свойства: Скотонрав, Ветродуи, Припрыжкин, Тихокрадов, Плуторез, Неотказа, Бесстыда и т. д.

Особенно значительна повесть Крылова «Каиб». В ней под видом «восточной повести» скрывалась злая сатира на правление императрицы Екатерины II, на порядки, ею заведенные.

Крылов имел в виду не только екатерининское царствование, но и самый принцип самодержавной власти.

Создав едкую картину придворных нравов, лицемерия и корыстолюбия вельмож и высших чиновников, своей лестью и угодничеством развращающих государя, Крылов показал «перевоспитание» Каиба. Калиф, отправившийся в странствие по своей стране, впервые сталкивается с жизнью и нуждами простого народа и превращается в справедливого монарха, делающего добро своим подданным.

Другим шедевром XVIII века, не уступающим живописи Фонвизина, является «Похвальная речь в память моему дедушке». Здесь под видом панегирика умершему деду осмеивается типичный бурбон и деспот, разоривший своих крепостных. Главный его «подвиг» заключался в том, что в погоне за зайцами он «вырубил и продал свои леса, а крестьян привел в такое состояние, что им нечем было засевать поля».

В обстановке феодально-крепостнического строя, екатерининской монархии сатира Крылова приобретала особую остроту. Он критиковал самые болезненные, отрицательные стороны современной ему действительности. Эта критика была тем смелее в условиях, когда в Россию доносились вести о Французской революции и любое проявление свободомыслия подвергалось беспощадному гонению.

Эти смелые выступления против деспотизма и крепостнических порядков не прошли незамеченными. Молодой журналист вызвал серьезные подозрения у императрицы. Б мае 1792 года в типографии «г. Крылова с товарищи» был произведен обыск и над Крыловым и его другом литератором Клушиным установлен полицейский надзор. Издание журнала «Зритель», начатое Крыловым в 1792 году, пришлось в том же году прекратить. Вместо него Крылов и Клушин предприняли с 1793 года выпуск нового журнала – «Санкт-Петербургский Меркурий». В нем они поневоле проявили большую сдержанность. Но, несмотря на это, от издания «Меркурия» Крылов и Клушин были вскоре отстранены. Крылову пришлось отказаться от журнальной деятельности и надолго скрыться с глаз правительства.

В течение нескольких лет, с 1794 по 1802 год, опальный писатель скитался по провинции. Около 1797 года Крылов познакомился с князем С.Ф. Голицыным, впавшим в немилость у императора Павла I. В имении Голицына, в селе Казацком, под Киевом, Крылов и поселился в качестве его секретаря и учителя княжеских детей. Во время своего пребывания в Казацком Крылов написал в 1800 году для любительского театра комическую «шуто-трагедию» «Подщипа» («Трумф»), направленную против самодержавно-бюрократического режима и фрунтомании Павла I.

«Подщипа» – смелая сатира в духе народного представления. В своей «шуто-трагедии» Крылов дает злую карикатуру засилье тупых прусских наемников, пользовавшихся большим влиянием при Павле I. Комедия Крылова являлась настолько политически острой, антиправительственной сатирой, что при жизни писателя не могла быть напечатана (впервые «Трумф» издан за границей в 1859 году). Однако нелегальные списки комедии были широко известны и имели большой успех в передовых общественных кругах. Пушкин в своем юношеском стихотворении «Городок» упомянул крыловскую комедию, подчеркнув антиправительственный характер ее сатиры.

Следует отметить популярность, которую имела комедия Крылова в кругу декабристов. По свидетельству декабриста Завалишина, «...ни один революционер не придумывал никогда злее и язвительнее сатиры на правительство. Всё и все были беспощадно осмеяны, начиная с главы государства до государственных учреждений и негласных советников».

Значение крыловской «шуто-трагедии» не исчерпывается политической сатирой на самодержавие. В «Подщипе» вышучивается и пародируется условность поэтики дворянского классицизма, фальшь тех чувств, которые были свойственны героям трагедий писателей XVIII века. Уже здесь Крылов проявил себя как писатель, борющийся за новые, реалистические принципы искусства.

С началом «либеральных» веяний царствования Александра I Крылов получил возможность вновь вернуться к литературной деятельности. В 1804 году он приезжает в Москву и в начале 1806 года помещает в журнале «Московский зритель» басни «Дуб и Трость», «Разборчивая Невеста», «Старик и трое Молодых». Успех этих басен определил дальнейший путь писателя, отныне обратившегося к басне как основному жанру своего творчества.

В 1806 году Крылов окончательно обосновывается в Петербурге. Здесь он пишет комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам». Эти комедии, тогда же поставленные на сцене, имели шумный и длительный успех у зрителя. В них Крылов показывает невежественное провинциальное дворянство, благоговеющее перед всем иноземным, дурачимое и обираемое иностранными проходимцами. Патриотические мотивы крыловской комедии «Модная лавка» получили дальнейшее развитие в «Горе от ума» Грибоедова.

По возвращении в Петербург Крылов сближается с кружком знатока и любителя искусств, впоследствии президента Академии художеств А.Н. Оленина. В доме Олениных собирались известные писатели, художники, ученые. Здесь, помимо Крылова, бывали Шаховской, Озеров, Батюшков, Гнедич, позже – Пушкин и многие другие литераторы того времени. Оленин и собиравшиеся у него постоянные посетители придавали большое значение наряду с интересом к античности развитию русского национального искусства, обращению к русской истории и созданию национальных произведений на основе классических античных форм и образцов.

Интерес участников кружка к жанрам классического искусства объясняет и внимание к басне, к жанру, в котором совмещались традиции античной поэзии и в то же время народность русской пословицы и сказки.

В 1808 году Крылов принимает деятельное участие в театральном журнале «Драматический вестник», издававшемся А. Шаховским, систематически помещая в этом журнале свои новые басни. В 1809 году появилась первая книга басен Крылова, принесшая ему всенародную славу. С тех пор Крылов в течение четверти века продолжал деятельность баснописца. В 1811 году Крылов становится членом «Беседы любителей русского слова», которая объединяла писателей преимущественно старшего поколения. Участники «Беседы» являлись сторонниками отживавшего классицизма, а по своим политическим взглядам – представителями консервативных дворянских кругов. Крылова, так же как и Державина, связывало с «Беседой» отрицательное отношение к космополитическим настроениям и салонной манерности сентименталистов. Состоя членом «Беседы», Крылов критически относился к ее высокопоставленным участникам и бесталанным поэтам, сторонникам отживших традиций XVIII века, и был чужд политической программы «Беседы». Проявлением такого скептического отношения является его басня «Демьянова уха», в которой высмеивались чтения скучнейших произведений членов «Беседы».

В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, директором которой был назначен Оленин. Там Крылов прослужил библиотекарем около тридцати лет, до отставки в 1841 году. За время длительной службы в Публичной библиотеке Крылов проявил себя как деятельный организатор русского отдела библиотеки.

Одновременно со службой в библиотеке Крылов работал над созданием своих басен, периодически, через каждые два-три года, подготавливая новые книги.

Общенародный подъем в Отечественную войну 1812 года обусловил расцвет басенного творчества Крылова. Такие басни, как «Волк на псарне», «Ворона и Курица», «Щука и Кот», приобрели широчайшую известность, читались в армии.

Крылов стоял в стороне от непосредственной политической борьбы и революционной деятельности декабристов. Он не пытался вновь вернуться к публицистической журнальной деятельности, но в своих баснях неоднократно откликался, хотя и в иносказательной форме, на самые насущные и острые вопросы современности.

Правительственные круги, действуя через официального «покровителя» баснописца и его непосредственного начальника Оленина, назойливо, хотя и тщетно, следили, чтобы в баснях Крылова не прозвучали политические, оппозиционные мотивы, вызов насаждаемым правительством «порядкам». Такие басни, как «Рыбья пляска» или «Пестрые Овцы», или не печатались вовсе, или публиковались после переделки. О своей невеселой судьбе «соловья», находящегося в клетке под надзором «птицелова», Крылов сам рассказал в басне «Соловьи». Он с грустной иронией говорит там о соловье, который «отягчил» свою «злую долю» тем, что славился пением.

В 1838 году литературная общественность столицы торжественно отпраздновала пятидесятилетний юбилей литературной деятельности баснописца. Жуковский и другие писатели отметили в своих речах огромные заслуги Крылова перед русской литературой. В последнее десятилетие своей жизни одряхлевший «дедушка Крылов» уже редко выступал в печати с новыми произведениями. В 1841 году он вышел в отставку и поселился «на покое» на Васильевском острове.

«Дедушкой Крыловым» назвал народ своего баснописца, этим ласковым и почтительным прозвищем отмечая его мудрость и близость к народным интересам и взглядам. Народным мудрецом и был Крылов в своих баснях.

Свою литературную деятельность Крылов завершил подготовкой в 1843 году последнего издания своих басен в девяти книгах, вышедшего уже после его смерти.

21 ноября 1844 года баснописец умер в семидесятипятилетнем возрасте.

Н. Степанов

Ещё об Иване Крылове

 

 

Крылов. Сочинения

Книги Ивана Крылова сегодня в библиотеке

Сочинения

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки