Беллетрист библиотека. книги

Online Since April, 2001


КАТАЛОГ

 

Артур КЛАРК (Arthur Charles Clarke, 1917 — 2008)

Артур КларкАртур Кларк, один из крупнейших писателей-фантастов, футуролог, популяризатор науки, родился в 1917 году на юго-западе Англии, в графстве Сомерсет.

Ещё в школьные годы он начинает писать научно-фантастические рассказы. В 1936 году, окончив колледж, Кларк поступает на государственную службу – становится ревизором Казначейства Его Величества. В годы второй мировой войны Кларк – офицер Королевских ВВС; он принимает участие в разработке и испытании аппаратуры слепой посадки и радарного обнаружения. Демобилизовавшись в 1946 году, будущий писатель поступает в Лондонский королевский колледж и через два года кончает его, получив степень бакалавра по специальности «физика и прикладная математика».

Деятельность Кларка в это первое послевоенное десятилетие чрезвычайно многогранна и плодотворна. Он публикует научные статьи (нельзя обойти молчанием, что в одной из них он выдвинул идею спутников связи на стационарной орбите), редактирует научно-популярный журнал, возглавляет Британское астронавтическое общество, является членом совета Британской астрономической ассоциации. В это же время выходят в свет его первые научно-фантастические рассказы, а потом и более крупные произведения, и в конце концов Кларк выбирает стезю профессионального писателя.

Один за другим появляются на прилавках книжных магазинов научно-фантастические романы «Прелюдия к космосу» и «Пески Марса» (1951), «Конец детства» (1953), «Большая глубина» (1954), «Город и звезды» (1956), «Лунная пыль» (русский перевод: М.: Молодая гвардия, 1965), цикл «Рассказы "Белого оленя"».

С 1956 года Кларк поселяется на Цейлоне, нынешней Шри-Ланке. «Я приехал на Цейлон в 1956 году с намерением провести здесь шесть месяцев и написать одну-единственную книгу об исследовании прибрежных вод острова, – писал Кларк много позже. – Сегодня, четырнадцать лет и двадцать книг спустя, я всё ещё тут и надеюсь остаться здесь до конца своих дней».

На Шри-Ланке пишутся книги, отразившие увлечение Кларка морем и подводным плаваньем: «Приключения в Индийском океане», «Берег кораллов», «Рифы Тапробаны», «Взгляд с серендипа», «Море бросает вызов», «Мальчик в подводном мире», «Сокровище Большого рифа» (русский перевод: М.: Мир, 1967). В 1961 году Кларку была присуждена высшая международная награда за популяризацию науки – премия Калинги.

Для Кларка характерно стремление разглядеть будущее технического прогресса. И он делает это не только в своих научно-фантастических произведениях, где отправной точкой всегда и неизменно является техническая или естественнонаучная идея, но и в серьёзных футурологических работах. Так, в 1962 году увидела свет его прогностическая книга «Черты будущего», которая была переведена на все основные языки мира (русский перевод: М.: Мир, 1968). Позже, в 1973 году, Кларк серьезно переработал её, а в 1987 году ту же тему развил в книге «20 июля 2019 года».

В 1973 году небывалый успех выпал на долю романа «Свидание с Рамой» (русский перевод: М.: Мир, 1976). Кларк получил за него столь престижные премии, как «Хьюго», «Небьюла», «Юпитер», Мемориальный приз Дж. Кемпбелла, приз Британского общества научной фантастики. В 1979 году ещё один роман писателя обходит мир – «Фонтаны рая» (русский перевод: М.: Мир, 1981).

Однако несколько раньше поистине всемирную славу принёс Кларку фильм «2001: Космическая одиссея», который и по сей день считается вершиной кинофантастики. Толчком для создания сценария послужил рассказ 50-х годов «Страж вечности», а уже сценарий, написанный Кларком совместно с режиссером Стенли Кубриком, лёг в основу романа. В русском переводе он вышел в 1970 году в серии «Зарубежная фантастика» (издательство «Мир») как «Космическая одиссея 2001 года» в несколько сокращённом виде. В издании 1990 года этот пробел восполнен (гл. 45-47), а само произведение по аналогии с последующими «Одиссеями» названо «2001: Одиссея один».

Кларк бесконечно верит в мощь человеческого духа, в неисчерпаемость людских возможностей. Но в то же время он сознаёт, что в необъятности Вселенной человеческие свершения могут затеряться. А в чём же тогда суть всех наших устремлений? По Кларку – в слиянии с каким-то Вселенским Сверхразумом. Этой теме и посвящён роман «2001: Одиссея один». Ту же тему продолжают и две последующих «Одиссеи» писателя: «2010: Одиссея два» (1984) и «2061: Одиссея три» (1987), составляющие трилогию. В предисловии к третьей «Одиссее» Кларк писал, что «все три произведения» не продолжают одно другое, «их следует рассматривать как вариации на одну тему, где происходят схожие события и действуют те же герои».

 

 

 

ИНДЕКС: Беллетрист представляет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

вверх

 

 


Вернуться на главную страницу БЕЛЛЕТРИСТ библиотеки